Как Наполеон ушёл из разорённой Москвы.
В сентябре 1812 года император Наполеон Бонапарт занял древнюю столицу России и расположился там для проведения мирных переговоров. Москва встретила противника холодом и пустотой улиц, что показалось французам плохим предзнаменованием. Несмотря на заманчивые предложения, русские люди категорически отказывались помогать завоевателям, поэтому Наполеону с огромным трудом удалось создать подобие «оккупационной» администрации. Ситуация усугублялась начавшимися грабежами, в которых участвовали как местные жители, так и представители французской армии.
Уже 14 сентября в некоторых местах Москвы начали вспыхивать пожары, а 15-го числа французам пришлось тушить уже целые кварталы. В это время Наполеон перебрался в Кремль, где и утвердил свою резиденцию. Французский император не собирался задерживаться в городе, и был уверен в скором прибытии российских послов с выгодными условиями мира. Тем не менее, дни шли, а из Санкт-Петербурга не приходило никаких известий. Измученный ожиданием, завоеватель сам начал писать Александру I,однако не получал на свои послания ответа.
Французы откровенно не знали, что им делать с полусожжённым городом, где оставшееся население влачило жалкое существование и ненавидело захватчиков. Если с грабежами кое-как удавалось справляться, то на осквернение православных святынь и бытовые конфликты с местными власти просто закрывали глаза. Большую проблему составляли и тысячи русских раненых, которых Кутузов не успел эвакуировать. Часть из них погибла при пожаре, а оставшиеся были предоставлены своей судьбе и спасались москвичами в своих домах и усадьбах.
Постепенно к Наполеону пришло понимание, что никаких переговоров не будет, а ситуация с продовольствием ежедневно ухудшается. Он начал готовиться к отступлению из города, который всё больше напоминал ловушку. Ночью 18 октября Москву начали покидать первые части, а на следующий день уже вся «Великая армии» двинулась по направлению к Калуге, таща за собой многочисленные обозы с награбленным. При отступлении французы уже вообще не следовали никаким приличиям и оставили о себе самую печальную память.
Французский император хотел увенчать свой уход грандиозным преступлением. Он приказал маршалу Эдуару Мортье взорвать Кремль, который справедливо считал важным историческим памятником. К счастью, в суматохе французы почти ничего не успели предпринять, поэтому разрушения оказались незначительными. Тем не менее, Водовзводная башня, блестящее творение итальянских архитекторов при Иване III, была уничтожена до основания, и после войны её пришлось восстанавливать заново.
Некоторые французы, наблюдавшие за исходом воинства Наполеона, оставили едкие замечания о происходящем. В частности, Филипп Сегюр, видный приближённый императора, в своих записках писал следующее: «Хвост армии Наполеона походил на татарскую орду, совершившую счастливый набег». Ещё один офицер, Христофор-Людвиг фон Иелин, также с сарказмом комментировал отступление: «Весь обоз походил скорее на толпу, нагрянувшую в беспорядке из неведомой страны, наряженную в всевозможные одежды и теперь уже напоминавшую собою маскарад».
Таким образом, занятие Москвы не принесло Наполеону никакой пользы. Французский император лишь напрасно потратил время и запятнал себя военными преступлениями. В скором времени русская армия отомстила ему за гибель столицы, заставив отступать по разорённой смоленской дороге. В ходе этого исхода, больше походившего на бегство, французское воинство почти полностью погибло, а оставшиеся в живых солдаты и офицеры до конца своих дней с ужасом вспоминали о страшной дороге смерти, забравшей жизни большинства их товарищей.
Заглавная иллюстрация. Исход армии Наполеона из Москвы на картине В.В.Мазуровского