Нацбанк: разделение функций улучшает контроль за экономическими операциями
В Казахстане создан и активно функционирует Комитет по возврату активов Генеральной прокуратуры РК. Согласно данным антикоррупционной службы, в страну уже возвращено активов на сумму более 736 миллионов долларов. Какую роль играет в этом вопросе Национальный Банк и что он предпринимает как орган валютного регулирования и контроля, рассказал заместитель председателя НБК Виталий Тутушкин.
Сейчас госорганы проводят комплексную работу по возврату выведенных ранее активов в Казахстан. Виталий Алексеевич, какова роль Национального банка в этом процессе?
Вами верно подмечено, что проводимая работа является комплексной и распадается на ряд направлений по сферам регулирования различных госорганов. В этом плане важно тесное взаимодействие, в том числе информационное, для принятия адресных мер в рамках существующего правового поля. Работа в этом направлении ведется.
Вкратце роль Национального банка заключается в следующем.
Во-первых, Национальный банк принимал активное участие в работе Межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам возврата незаконно приобретенных и выведенных активов. После принятия в 2023 году Закона РК "О возврате государству незаконно приобретенных активов" наше взаимодействие с госорганами осуществляется в рамках специально созданной комиссии, а также с учетом предусмотренного данным законом функционала. Но все же основная цель Национального банка – это выработка и реализация денежно-кредитной политики. Поэтому, как центральный банк страны, мы больше задействованы в информационно-аналитической поддержке работы Генеральной прокуратуры в рамках правового поля.
Во-вторых, это совместное с Агентством финансового мониторинга выявление схем выводных операций по итогам проводимого анализа и разработка соответствующих типологий.
В-третьих, совершенствование мер валютного регулирования и валютного контроля относительно операций, имеющих признаки вывода денег либо обхода требований законодательства. Вносятся соответствующие поправки в валютное законодательство. К примеру, в прошлом году был актуализирован перечень операций с признаками вывода денег из страны.
Виталий Алексеевич, а можно пояснить подробнее, что означает типологии ПОД/ФТ и какова цель их применения?
Национальный банк осуществляет мониторинг трансграничных операций. Это делается в первую очередь для их правильного отражения в статистике внешнего сектора. Получаемые данные используются также для выявления наиболее часто повторяющихся операций и схем, имеющих признаки подозрительности, и при их нахождении Национальный Банк направляет наработки в Агентство финансового мониторинга для анализа, разработки типологий и направления субъектам финансового рынка для учета в работе.
Типологии ПОД/ФТ – это методы, тенденции отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Целью их разработки является повышение эффективности борьбы с легализацией преступных доходов на национальном уровне. Это осуществляется путем обозначения признаков, так называемых "красных флажков", по схемам, используемым в международной практике, а также локально в конкретно взятой стране или отрасли.
Не секрет, что экономико-политическая интеграция благоприятствует либерализации внешнеэкономических отношений между странами, что, помимо положительного эффекта, может приводить к возникновению новых более сложных схем легализации доходов. Они разнообразны и постоянно обновляются по мере развития информационных технологий, изменений геополитической ситуации и законодательства различных стран. Тем не менее схемы по отмыванию доходов обладают типичными признаками, поэтому типологический анализ способен повысить эффективность усилий государственных органов в борьбе с незаконными операциями.
Чтобы было более понятно, приведу один пример. На основании анализа валютных операций были выявлены случаи, когда значительные суммы в иностранной валюте вносились на счета в казахстанских банках, а затем переводились за рубеж под видом авансовых платежей по контрактам, при этом обязательства по этим контрактам со стороны инопартнеров не исполнялись. Эти операции проводились через разные банки на систематической основе. Каждая сама по себе отдельная операция не вызывала подозрений, однако в совокупности был выявлен канал или, другими словами, типология вывода денег посредством проведения трансграничных валютных операций.
Для пресечения подобных операций в рамках процедур финансового мониторинга, осуществляемого банками как субъектами финансового мониторинга, госорганами выявляются специфичные признаки схем по легализации доходов или выводу капитала, на которые финорганизациям нужно обращать внимание при проведении операций клиентов.
Использует ли Национальный банк, как центральный банк страны, определенные инструменты контроля за потоками капитала, чтобы вовремя выявлять незаконный вывод средств?
Хочу отметить, что в республике действует либеральный валютный режим. Это согласуется с принятыми Казахстаном на себя международными обязательствами, которые сильно ограничивают возможность введения валютных ограничений в отношении операций как резидентов, так и нерезидентов.
Валютная политика – это в первую очередь составная часть общей денежно-кредитной политики государства и один из ключевых инструментов для достижения стабильности цен.
Одновременно Национальный банк понимает важность обеспечения экономической безопасности страны, в том числе путем принятия мер по эффективному контролю за потоками капитала, и противодействию использованию субъектами экономики различных схем для незаконного вывода капитала из страны.
Однако принимаемые меры не должны препятствовать росту конкурентоспособности национального рынка и отечественных компаний, а также сохранению доверия инвесторов и инвестиционной привлекательности страны. Поэтому для борьбы с выводом капитала эффективны такие меры, которые не создают административных барьеров для легального бизнеса и не наносят прямого ущерба инвестиционному климату.
На сегодняшний день у нас используется механизм, сочетающий в себе инструменты противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, с мерами валютного контроля. Меры, которые адресно направлены на пресечение различного рода схем обхода требований действующего законодательства.
А как работают эти механизмы на практике?
Валютным законодательством четко определен перечень операций с признаками вывода денег из страны. По таким операциям выдвигаются дополнительные требования к порядку их проведения.
Комплаенс-служба банков изучает трансграничные операции, как и любые другие финансовые операции. Они проверяют их на предмет подозрительности в соответствии с законодательством в области ПОДФТ. Иначе говоря, проводится точечный анализ клиента и его операций в рамках процедур финансового мониторинга.
С помощью этого механизма банки выявляют сомнительные операции, потенциально направленные на вывод денег из страны, с возможностью раскрытия информации по ним в компетентные органы.
В этом году органы государственных доходов также привлекли для контроля возврата денег в Казахстан. Вы считаете такой подход эффективным?
Это одна из мер противодействия выводу капитала по внешнеторговым операциям резидентов. В прошлом году мы совместно с правительством разработали и приняли законодательные поправки, согласно которым орган государственных доходов признан органом валютного контроля. Совершенствуются также сами процедуры экспортно-импортного валютного контроля. Так, под указанный контроль с 1 января текущего года подпадают экспортно-импортные сделки вне зависимости от пересечения таможенной границы страны.
Вопросы экспорта или импорта товаров, работ и услуг тесно связаны с вопросами определения их истинной таможенной стоимости и надлежащего налогообложения. Одним из примеров канала по выводу денег является использование трансфертного ценообразования, когда, например, экспортируемая продукция реализуется по заниженным ценам контрагенту, зачастую взаимосвязанному с поставщиком.
Кроме того, недобросовестные субъекты бизнеса часто пользуются предоставляемой законодательством свободой договора и предусматривают неоправданно длительные сроки исполнения обязательств инопартнерами, выводя при этом деньги в качестве авансовых платежей. Так, на сегодняшний день объем долгосрочной (свыше 720 дней) дебиторской задолженности по экспорту и импорту (задолженность инопартнеров) составляет порядка 13 миллиардов долларов.
Наличие таковой требует проведения с ней работы, ее ревизии, в связи с чем привлечение органов госдоходов обоснованно, поскольку у КГД есть инструменты работы с хозяйствующим субъектами - налоговый и таможенный контроли, первичная информация по сделкам. Это даст комитету возможность использовать всю имеющуюся информацию, в том числе получаемую в рамках валютного контроля, для обнаружения и препятствования проведению подозрительных операций.
Интеграция налогового, таможенного и валютного контролей позволяет более комплексно мониторить деятельность экспортеров или импортеров, снижая тем самым риски финансовых нарушений (например, манипулирование ценами, использование поддельных документов и другие нарушения, совершаемые в целях вывода денег) и повышая эффективность принимаемых государством мер.
Что изменилось в правилах валютного контроля в 2024 году и как это помогает Национальному банку и органу госдоходов бороться с финансовыми нарушениями?
С начала этого года вступили в силу Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан в новой редакции. Эти правила были приняты Национальным банком совместно с Министерством финансов. Механизм экспортно-импортного валютного контроля усилен в том числе за счет более тесного сотрудничества между Национальным банком и Комитетом государственных доходов.
Таким образом, эффективное сотрудничество между нашими государственными органами помогает бороться с незаконным выводом денег. Разделение функций позволяет налоговым и таможенным органам лучше контролировать операции хозяйствующих субъектов, а Национальному банку - сосредоточиться на контроле за финансовым сектором.