“Где-то здесь мы замуровали кубок“. Как школа, где учился Токаев, готовится к 100-летию
Здание школы было построено в 1938 году и является памятником культуры. По словам директора Газизы Аманбай, ей удалось обнаружить документы, датированные 1924 годом, которые подтвердили возраст гимназии.
"Летом я целый месяц провела в архивах, изучая документы, - рассказывает Газиза Абдыкалыковна, которая, к слову, пришла в школу еще в 1992 году в качестве учителя казахского языка и литературы. - Мы нашли материалы горсовета, из которых стало известно, что в 1924 году в Алматы было 25 школ. Наша гимназия под номером 25 находилась на другой улице, где в то время были клеверные поля. Первое здание школы располагалось в доме купца Лучанова. Потом она переехала на Пушкинскую. Это уже третье здание. В 1962-м к нему была возведена пристройка".
С 1942 по 1952 год здесь функционировала мужская гимназия.
В начале 60-х годов одну из школ с углубленным изучением французского языка в Алматы снесли. Большая часть ее учеников перешла в гимназию № 25. Благодаря этому французский язык стал важной частью образовательной программы, и школа была перепрофилирована в учреждение с углубленным изучением французского языка, которым она остается по сей день.
"Касым-Жомарт Токаев является выпускником нашей школы, учился здесь с 1 по 10 класс. Будучи в гостях, он сказал: "Где-то здесь мы замуровали кубок с письмами". И действительно, при реконструкции вестибюля в 2004 году была найдена ниша, в которой обнаружили замурованный кубок", - говорит директор школы.
В 1970-м старшеклассники гимназии № 25 замуровали свои послания в кубке, добавив туда фотографию с субботника, где был запечатлен и юный Касым-Жомарт Токаев. Сегодня эти письма хранятся в школьном музее.
А вот то самое письмо, которое составлял будущий Президент, будучи учеником 10 "В" класса. При этом, как рассказывает директор школы, писать послание попросили девочек, потому что у них был красивый почерк.
Традиция посланий в школе сохраняется. В 2005 году ученики заложили новое - его должны открыть 2030 году. А 2021-м, вместе с Президентом, была заложена капсула времени, адресованная в 2050-й.
В школьном музее также можно увидеть личные вещи Ильяса Есенберлина, в том числе его книги, медали и даже бритвенный набор.
"Все собирали по крупицам. Здесь представлена история школы, книги и альбомы выпускников, архивные документы, грамоты и дипломы. Даже коллекцию значков, собранных школьниками того времени, удалось сохранить," – отмечает Газиза Абдыкалыковна.
Гимназия №25 гордится своими выпускниками. Помимо Касым-Жомарта Токаева, здесь учились генерал-майор национальной безопасности Булат Ашикбаев, археолог Кемаль Акишев, режиссер Вадим Абдрашитов, теннисистка Марина Крошина, музыковед Анатолий Кельберг, химик Булат Жубанов, один из основателей группы "А-Студио" Владимир Миклошич и многие другие.
К слову, гимназия № 25 уникальна своей планировкой. Таких школ в Алматы осталось всего пять: 33-я, 39-я (частично), 159-я (также частично), 55-я и, соответственно, 25-я. В отличие от современных зданий, школа выделяется компактными габаритами.
Кабинет химии удивляет своей оснащенностью. Интерактивная доска передает материалы прямо на планшеты учеников. Учитель может дистанционно следить за выполнением заданий, заглядывая в электронные тетради. Парты в кабинете - это маленькие лаборатории, которые подстраиваются под рост каждого ребенка.
"На практических занятиях мы включаем детям классическую музыку, а на переменах они могут играть в настольные игры", - делится химик Нелли Николаевна.
Подходим к местной системе безопасности. В здании, по словам руководителя, установлено семь стационарных тревожных кнопок, сигнал с которых напрямую поступает в Департамент полиции Алматы.
"В панели пожарной безопасности встроены и видеокамеры. Конечно, дети иногда шалят и нажимают на кнопки. Нам потом приходится стоять здесь и извиняться на камеру перед полицией, но что поделать - дети есть дети", - улыбается директор.
На стенде в коридоре висит QR-код доверия - любой ученик может анонимно отправить сообщение или задать вопрос.
Кабинет начальной военной подготовки возглавляет Олег Николаевич, который уже 24 года преподает в этой школе.
Здесь установлена стена памяти генералу Булату Ашикбаеву.
Кабинет французского языка. Именно здесь когда-то учился Президент.
"В 70-е годы кабинетной системы не было, старшеклассники всегда находились в одном кабинете, учителя приходили к ним сами. В те годы кабинет был для уроков русского языка и литературы. Касым-Жомарт Кемелевич сидел за предпоследней партой", - рассказывает директор, уточняя, что раньше в ряду стояло шесть парт, сейчас их четыре.
Коридоры школы раньше были шире, но после укрепления для сейсмоустойчивости стали уже.
Школьная библиотека также претерпела изменения после стажировки учителей в Швейцарии. Теперь она с акцентом на удобство и технологии.
Актовый зал школы раньше представлял собой несколько классов.
"Раньше здесь были кабинеты, разделенные стеной, а на крыше находилось специальное устройство. Во время мероприятий старшеклассники поднимались на крышу и с его помощью поднимали стену, превращая пространство в одно большое помещение", - рассказывает директор школы.
В гимназии №25 уже более сорока лет работает школьный обмен с Францией. Он начался еще в 1980 году и продолжается по сей день.
Особенностью школы является ее преемственность: около 40 процентов учащихся - это дети тех, кто сами когда-то учился здесь. Есть семьи, где уже третье поколение идет в эту школу.
"Мы гордимся тем, что наши ученики - представители третьего поколения. Это показатель того, что школа заслужила доверие и уважение своих выпускников", - подчеркивает Газиза Абдыкалыковна.
Восемь учителей, работающих здесь сегодня, также являются выпускниками этой школы.
Несмотря на то, что школа рассчитана на 800 учеников, в ней сегодня учатся 1396 человек. "В тесноте, да не в обиде", - шутят в учреждении.
Есть на территории школы настоящее бомбоубежище. Оно, конечно, закрыто.
Текст: Олеся Савченко.
Фото: Алихан Сариев.