«Продажи новых автомобилей выросли, поскольку россияне привыкли к китайским брендам и пытаются опередить рост цен» — автоэксперт
Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало в январе статистические данные, согласно которым продажи новых автомобилей в России в прошлом году выросли в полтора раза. За год было продано 1,57 млн новых машин — это лучший результат с 2019 года.
Как рассказал в беседе с The Insider профессор менеджмента в Кавказском университете (Тбилиси), бывший директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами автомобильной компании «Скания-Русь» Вахтанг Парцвания, высокий уровень продаж объясняется ростом зарплат у россиян в сочетании с неуверенностью в будущем.
«Во-первых, рост реальной средней зарплаты на протяжении года усилил покупательную способность населения. Однако инфляция и рост цен на товары побуждают россиян тратить деньги сегодня, не дожидаясь, пока цены вырастут еще больше. Это особенно заметно на автомобильном рынке: в первом полугодии 2024 года машины подорожали на 14%, а их средневзвешенная цена достигла 3,16 млн — почти вдвое выше уровня 2020 года.
Во-вторых, дополнительным драйвером стал рост утилизационного сбора, который с 1 октября 2024 года увеличился на 70–80% и будет дальше расти. Издержки на уплату утильсбора практически полностью перекладываются на цену импортных автомобилей, составляющих более 60% рынка, в то время как автомобили российского производства получают полную или частичную компенсацию из бюджета. Это подтолкнуло многих потребителей купить автомобиль до индексации утильсбора. Неслучайно продажи по рынку в ноябре 2024 года упали на 27% по сравнению с октябрем, а в декабре выросли лишь на скромные 1,3%.
Примечательно, что в последнее время россияне постепенно адаптировались к китайским брендам, и уже 65% владельцев китайских автомобилей считают, что в Китае стали делать машины значительно лучше, и предпочитают их российским автомобилям. Это означает, что рост утильсбора не способен в полной мере сместить спрос с ”китайцев” в пользу машин российского производства и вряд ли приведет к глубокой локализации китайских автомобилей в стране, как рассчитывает правительство России. К покупке автомобилей ”здесь и сейчас” в прошлом году также подталкивала растущая ключевая ставка и, соответственно, ухудшающиеся условия автокредитования (средние ставки по автокредитам уже дошли до 29%). Клиенты активно покупали автомобили, стараясь опередить рост цен.
Но если смотреть на качественную составляющую роста продаж автомобилей, то здесь картина не такая оптимистическая. С одной стороны, российский рынок восстанавливается, достигнув 1,57 млн автомобилей, хотя до рекордных значений 2012 года (почти 3 млн машин) пока очень далеко. С другой стороны, восстановление идет в значительной мере за счет поставок из Китая и низколокализованных сборочных производств китайских машин, создающих минимальную добавленную стоимость в стране. К тому же доминирование китайцев и их нежелание делиться технологиями создает серьезную угрозу перспективам российских автопроизводителей на рынке, о чем неоднократно заявляли АвтоВАЗ и КамАЗ. А поскольку ответить правительству, кроме как повышением утильсбора, практически нечем, перспективы дальнейшего роста и устойчивости автомобильного рынка в 2025 году выглядят весьма туманными».
Директор «Центра исследований постиндустриального общества», экономист, социолог Владислав Иноземцев рассказал The Insider, что возможное удивление росту продаж автомобилей вызвано ложным ощущением, что российская экономика находится в глубоком кризисе.
«Говорить про гигантский скачок продаж я бы не стал, но это нормальный уровень для такой экономики, как российская. Экономика все-таки росла [в прошлом году], а рынок [новых автомобилей] рос быстрее, чем обычная экономика. Нужно понимать, что машины в прошлом году подорожали несильно. Официальная инфляция составила 10%, а средняя цена на автомобили выросла примерно на 7%. Она росла намного ниже инфляции и намного ниже номинальных зарплат, которые выросли на 17%. Этот товар дорожал медленнее всех остальных категорий, что и подтолкнуло спрос.
В России основной удар инфляции пришелся по людям, которые мало зарабатывают и которых можно назвать негибкими как работников, а именно по пенсионерам, учителям, мелким чиновникам, работникам бюрократической структуры и так далее. Они получают зарплату, которую государство индексирует на 10–12% в год. Инфляция по основным категориям потребительских товаров и продовольствию намного выше. Соответственно, эти люди теряют в благосостоянии, а выигрывают те, кто может достаточно гибко менять место работы, кто может переходить с места на место и переезжать из города в город — квалифицированные работники, крупная промышленность, оборонные предприятия, мелкие предприниматели, самозанятые и так далее. И вот эти группы людей обеспечивают спрос на машины. Они могут себе это позволить либо в кредит, либо просто купить за наличные, если их зарплаты значительно выросли. Та часть населения, которая изначально могла себе позволить покупать машины, стала жить лучше, а те, кто не мог их купить раньше, и сейчас не могут, и у них всё становится еще хуже.
Наконец, дело в том, что население ждет инфляции. Покупать товары длительного пользования в ожидании роста цен — стандартная стратегия. Машины, которые медленно дорожали в прошлом году, — оптимальный объект покупки. Более того, правительство решило выжимать из населения деньги по полной программе — с 1 января сильно повышаются утилизационные сборы [для электромобилей], абсолютно бессмысленный и произвольный побор, который правительство устанавливает при покупке новых машин. Это сильно повысит цены в начале года, вероятно до 15–20%, и люди понимают, что надо успеть.
Сейчас все ассоциации производителей и продавцов машин говорят о том, что в 2025 году показатели продаж упадут. Разница в инфляции по машинам, разрыв с номинальной зарплатой, обогащение тех людей, которые могут себе это позволить, а также перспективы резкого подорожания — вот эти три фактора определили то, почему в прошлом году всё было не так плохо. Удивление, вызванное ростом продаж, связано скорее с тем, что есть вот это искусственное ощущение, что в России вот-вот будет большой кризис. Это чисто пропагандистская идея, авторы которой нуждаются в поддержке аудиторий, которые хотят слышать, что вот-вот всё накроется медным тазом. А те 1,6 млн людей, которые покупают машины, так не считают».