НАТО заподозрило Россию в использовании обломков парома «Эстония» для подводного шпионажа в Балтийском море
НАТО подозревает Россию в использовании обломков парома «Эстония» для шпионажа в Балтийском море. Об этом говорится в совместном материале телерадиокомпании WDR, NDR и газеты Süddeutsche Zeitung. В альянсе считают, что затонувший паром используется как тренировочная площадка для подводных операций и укрытия разведывательного оборудования.
По информации журналистов, несколько государств альянса получили сведения о том, что несколько лет назад в районе крушения могли быть установлены устройства, обеспечивающие точную навигацию подводных роботов и аппаратов. Вероятнее всего речь идёт о подводных навигационных маяках и сенсорах, которые используются для ориентации подводных аппаратов, дронов и исследовательских систем на глубине, где не работает GPS.
Пассажирский паром «Эстония» затонул в Балтийском море всего за час ранним утром 28 сентября 1994 года. Во время сильного шторма метровые волны сорвали носовой люк. Погибли 852 человека, и только 137 выжили. С тех пор обломки «Эстонии» лежат вместе с множеством погибших на глубине около 80 метров, всего в 50 километрах к юго-востоку от финского острова Утё. Это крупнейшая судоходная катастрофа в Европе со времён Второй мировой войны.
Возможность разместить там оборудование у России была, косвенно ее создали сами страны Балтики: соглашение между соседними странами Швецией, Эстонией и Финляндией запрещает водолазные работы на месте крушения, это дань памяти упокоившися там людям. И Москва могла этим воспользоваться. Также в НАТО подозревают, что там могут быть установлены военные сенсоры, фиксирующие акустические сигнатуры кораблей и подлодок НАТО — такие как шумы двигателей и другие технические характеристики.
За этой деятельностью, предположительно, стоит Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ — сверхсекретное подразделение, подчинённое напрямую министру обороны. По оценкам западных разведок, ГУГИ располагает флотом судов, внешне представленных как научно-исследовательские, но фактически выполняющих шпионские задачи: составляют карты подводных кабелей и трубопроводов, устанавливают сенсоры и могут готовить диверсии против критической инфраструктуры.
Российские власти отказались от комментариев, уточняет Tagesschau.
