«В ответ на вывод РПК из Турции курды требуют внесения поправок в конституцию и амнистии Оджалана» — востоковед
26 октября Рабочая партия Курдистана объявила о полном выводе своих войск из Турции в рамках политики разоружения и отказа от военных методов борьбы.
На следующий день турецкая прокурдская партия DEM публично поддержала решение РПК. «Это решение об отводе войск является наиболее конкретным выражением решимости идти по пути к миру. На данный момент первый этап мирного процесса завершен», — заявил журналистам сопредседатель DEM Тунсер Бакирхан и призвал турецкое правительство перейти ко второму этапу, включающему правовые и политические меры.
Востоковед Руслан Сулейманов в разговоре с The Insider рассказал, что вывод войск РПК из Турции следует рассматривать как символический жест в попытке смягчить политику Анкары в Сирии, но приведет ли это к политической легитимации курдских объединений в Турции, неясно:
«Вывод подразделений РПК с территории Турции, которые и так были неактивны, нельзя рассматривать без привязки к тому, что происходит в Сирии, где курдский вопрос также остается неразрешенным. 10 марта нынешнего года представители Сирийских демократических сил, курдские формирования, подписали соглашение с властями в Дамаске о том, что вооруженные формирования курдов будут интегрированы в национальную сирийскую армию до конца года.
Этот процесс идет со скрипом, потому что курды наблюдают за тем, что происходит с алавитами, друзами и другими меньшинствами, и они не торопятся интегрироваться, а особенно разоружаться. Турции это очень не нравится, и Турция считает вооруженные формирования курдов в Сирии филиалами РПК, оказывает на них давление и грозит проведением наземной операции совместно с Дамаском.
Решение РПК о прекращении деятельности на территории Турции многие рассматривают как шаг по смягчению позиции Анкары с тем, чтобы она все-таки не прибегала к проведению наземной операции против курдов в Сирии. Сейчас это решение РПК скорее символическое и существенно для Турции и Сирии мало что меняет. Пока не будет решен вопрос по Оджалану, который даже сам для себя требует амнистии, и пока не будет решен вопрос с турецким законодательством применительно к курдам — вплоть до внесения поправок в конституцию, пока не будет решен вопрос интеграции Сирийских демократических сил, которые Турция считает филиалом РПК, — пока все эти проблемы не будут проработаны, говорить о решении курдского вопроса преждевременно.
У курдов есть легальное представительство в парламенте в лице Партии демократии и равенства народов, известной как DEM, которая выступает в качестве посредника между властями и лидером РПК Абдуллой Оджаланом. Пока что идет торг. Среди прочего партия DEM настаивает на необходимости приглашения Оджалана в парламент, чтобы он выступил как минимум перед членами Специальной комиссии по урегулированию курдского вопроса, созданной в августе нынешнего года, а как максимум — перед всем турецким парламентом.
Кроме того, курдские политики требуют изменений в законодательстве Турции — вплоть до внесения поправок в конституцию. Речь идет о статьях, где подчеркивается, что гражданином Турции является именно турок <в частности, 66 статья турецкой Конституции гласит: “Каждый человек, связанный с Турецким государством узами гражданства, является турком”, — а вторая статья закрепляет в качестве одного из основных принципов государства “верность национализму Ататюрка” — The Insider>. Это давняя проблема еще со времен Ататюрка, когда всех турецких граждан стали именовать исключительно “турками”, невзирая на этническое происхождение. Курдам было дано определение “горные турки”. Они с этим не согласны и требуют изменений, поэтому пока здесь нет решения и дискуссии будут продолжаться».
14 октября издание AI-Monitor сообщило, что находящийся в заключении лидер РПК Абдулла Оджалан напрямую обратился к президенту иракского Курдистана Нечирвану Барзани с просьбой оказать содействие в переговорах с турецким правительством. «Моя цель в этом процессе — добиться долгосрочного решения, основанного на демократических принципах», — говорится в письме, с которым удалось ознакомиться журналистам. В начале октября Барзани действительно встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и призвал его заключить соглашение, которое позволило бы имеющим на это право боевикам РПК, укрывшимся в горах Иракского Курдистана, вернуться в Турцию.
Решение о самороспуске РПК приняла в мае этого года на 12-м внеочередном конгрессе. В конце февраля Оджалан обратился к своим последователям с призывом сложить оружие. Вооруженный конфликт курдов с турецким государством продолжался больше 40 лет и привел к гибели 50 тысяч человек. Курды — один из самых многочисленных народов без своего государства — проживают не только на территории Турции, но и в соседних Сирии, Ираке и Иране. В десятках стран РПК была признана террористическим формированием.
