Россия присоединилась к соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA), и в конце декабря 2017 ОЭСР опубликовала список стран, которые начнут обмен уже в этом году. На основании результатов последнего опроса Tranio и Adam Smith Conferences, в котором приняли участие 60 специалистов сферы
Категории инвесторов
Категория | Состояние (млн долл.) |
---|---|
MA (Mass Affluent) | < 1 |
HNWI (High Net Worth Individual) | 1–5 |
VHNWI (Very High Net Worth Individual) | 5–30 |
UHNWI (Ultra High Net Worth Individual) | > 30 |
Mass Affluent стали активнее декларировать счета после присоединения к соглашению
По оценкам участников опроса, около 40 % россиян, владеющих счетами в зарубежных банках, стали уведомлять об этом российские налоговые органы после присоединения России к соглашению, в то время как раньше эта доля составляла примерно 10 %.
Менее состоятельные хайнеты (в особенности Mass Affluent), в свою очередь, стали гораздо активнее декларировать свои зарубежные счета именно после того, как Россия подписала MCAA.
Россияне обязаны уведомлять налоговые органы об открытии зарубежных счетов с 2001 года, а с 1 января 2015 — ещё и ежегодно отчитываться о движении средств. Раньше, если владельцы не сообщали о своих счетах самостоятельно, то найти их российской налоговой было довольно сложно. После присоединения России к MCAA обмен финансовой информацией между участниками соглашения будет происходить автоматически.
Чем «богаче» хайнеты, тем чаще они меняют налоговое резидентство фактически, а не номинально
Как поступают те, кто не желает декларировать счета за границей? Самый популярный ответ — «меняют налоговое резидентство», его выбрали 78 % участников опроса.
Россияне категории Mass Affluent, в отличие от состоятельных хайнетов, скорее перечисляют средства на имена номинальных владельцев или переводят капитал в юрисдикции, не участвующие в обмене информацией.
Состоятельные россияне меняют налоговое резидентство, чтобы не отчитываться о счетах и оптимизировать налогообложение. Чтобы сменить этот статус, может быть достаточно прожить в другой стране полгода, а в некоторых юрисдикциях и при определённых условиях — и меньший срок.
Состоятельные россияне категории Mass Affluent чаще бездействуют или переводят деньги в Россию, поскольку рискуют меньшим объёмом капитала по сравнению с категорией UHWNI.
«Богатые» хайнеты предпочитают Великобританию и Кипр, а «бедные» — Венгрию
Как показал опрос, те россияне, кто предпочитают смену налогового резидентства, чаще выбирают Кипр и Великобританию.
Монако и Швейцария популярны среди более состоятельных россиян, поскольку получение статуса налогового резидента в этих странах стоит дорого. Чтобы стать налоговым резидентом Монако, необходимо открыть счёт в местном банке на сумму от 500 тыс. евро. Резиденство в Швейцарии можно оформить через налоговое соглашение, по условиям которого человек выплачивает оплачивает фиксированный налог, сумма которого, в зависимости от кантона и доходов семьи, составляет от 400 тыс. до 1 млн франков.
На вопрос о том, какие страны предпочитают россияне, переводящие капитал в юрисдикции, не участвующие в обмене информацией, большинство респондентов выбрали ОАЭ и Сингапур (опрос проводился до их присоединения к соглашению).
UHNWI выбирают в качестве «номиналов» трасты, MA — родственников или друзей
Если состоятельные россияне переводят капитал на имя номинальных владельцев, то кто чаще всего выступает в этом качестве? Исследование показало, что чаще всего «номиналами» становятся родственники, друзья и другие близкие люди — так считают 55 % участников опроса.
Менее состоятельные хайнеты, в свою очередь, более склонны привлекать в качестве номинальных владельцев родственников и друзей, а также страховые компании.
Поскольку владельцы наиболее крупных состояний рискуют бóльшим объёмом капитала, то реже выбирают в качестве «номиналов» близких людей — в таком случае больше вероятность, что налоговая проследит связи и установит конечного бенефициара. Больше возможностей сохранить конфиденциальность предлагают трасты и юридические компании. Но в таком случае появляются дополнительные ежегодные расходы — и это ещё одна причина, по которой эти инструменты пользуются меньшей популярностью среди менее состоятельных категорий россиян.
«Передавая активы в так называемые „структуры без образования юридического лица“ (например, в трасты) при грамотном структурировании можно извлекать значительную выгоду из активов. Этот способ выбирают в основном HNWI — во многом потому, что создавать и содержать такие структуры весьма дорого», — объясняет Екатерина Шабалина, юрист Tranio.
Состоятельные россияне преобразуют КИК в структуры без формальных критериев контроля
Согласно закону о контролируемых иностранных компаниях (КИК), действующему с 1 января 2015 года, налоговые резиденты РФ обязаны декларировать в России свой иностранный бизнес и в ряде случаев — платить налоги с дохода от него. Как считают респонденты, менее половины российских владельцев КИК уведомляют о таких компаниях отечественные налоговые органы.
«Если лицу принадлежит в КИК менее 25 % (или менее 10 % при наличии других собственников – российских налоговых рездентов), то заявлять о таких компаниях в России не нужно. Поэтому перевод долей компании полностью или частично на имя номинального владельца — популярный ответ у респондентов. Однако в этом случае собственник формально теряет возможность управлять фирмой, и доход можно получать только в рамках своей небольшой доли», — говорит Екатерина Шабалина.
В целом, инвесторы из России становятся более опытными. Это обусловлено реалиями глобального рынка и изменениями в законодательстве РФ. Нарастают проблемы с размещением капитала в США и европейских странах, ужесточается комплаенс в банковской сфере, инвесторам всё сложнее доказывать легальность происхождения средств. Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией и закон о КИК делают налоговую оптимизацию более дорогостоящей. Всё больше клиентов задумываются о правильном структурировании сделок с зарубежной недвижимостью и легальных способах уменьшить налоговую нагрузку.