В Тюмени «оборотни» из ДПС отделались условным сроком, потому что прокурор «слил» процесс
Сегодня в Тюменском районном суде закончилось рассмотрение резонансного уголовного дела над экипажем областной ДПС ГИБДД. Трое действующих инспекторов были признаны виновными по одному из четырех эпизодов по ч.3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ — превышение должностных полномочий с применением насилия и приговорены к условным срокам лишения свободы. Причина такого мягкого приговора была озвучена судьей в частном постановлении, в котором указывалось, что государственный обвинитель устранилась от исполнения своих обязанностей в процессе, а на судебные прения вообще не явилась. Корреспондент «ТюменьPRO» в течение года наблюдал за процессом, в котором прокурор исполнял роль адвоката.
Уголовное дело, по которому проходил целый экипаж ДПС с самого начала прогремел на всю страну. Как сообщалось ранее, в ночь с 4 на 5 января 2020 года Артем Данекин вез свою жену с подругой домой из п. Боровский на автомобиле «ДЭУ Матиз». На проселочной дороге, параллельной Московскому тракту, автомобилю перегородил дорогу экипаж ДПС. Вышедший инспектор Ашот Арутюнян подошел к Данекину и спустя примерно 8 секунд не предъявляя документов, махнул рукой остальным сотрудникам ДПС. Подбежавшие инспекторы Андрей Саксин и Денис Федоровский вытащили водителя из машины и начали его избивать («охлаждать снегом» — по версии защиты). Досталось от инспекторов и Екатерине Данекиной. В дальнейшем от привлечения водителя к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ спасло то, что все происходящее записывала на камеру телефона его жена, а также видеорегистратор патрульного автомобиля. Позже эти записи стали доказательствами в уголовном деле.
Обвинительное заключение зачитывает прокурор Елена Молчанова, которая позже «сольет» процесс
В ту неудачную для инспекторов ночь, им «подвернулась» не только семья Данекиных, но и компания молодежи. Ребята стояли у магазина «Умка» в с. Луговое и спокойно общались возле припаркованных машин, когда к ним подъехал экипаж ДПС. Инспекторы, выйдя из машины, и не представившись, начали обвинять молодых людей, «что они гоняют по поселку». Когда один молодой человек попросил инспекторов разговаривать вежливо и представиться по закону, Федоровский и Арутюнян «применили к потерпевшему болевой прием «загиб руки за спину», причинив потерпевшему незаконными действиями физическую боль в плечевых суставах, нравственные страдания, после чего отвели к патрульному автомобилю» (формулировка из обвинительного заключения). После этого сидевший за рулем патрульного автомобиля инспектор ДПС Саксин вышел, и подойдя к удерживаемому с двух сторон за руки потерпевшему сначала положил ему руку на голову и ударил ногой в пах. После этого Саксин увидел, что все происходящее снимает на камеру сотового телефона другой молодой человек. Подойдя к нему, Саксин сначала ударил его ногой в колено, а потом смахнул руку с телефоном, чтобы все происходящее не попадало в кадр.
В отношении инспекторов позже было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ, и даже ненадолго отправляли в СИЗО на время следствия. Позже все трое восстановились в должности, и это стало основанием, по которому сначала судья Тюменского районного суда Валерий Чезганов, а потом его коллега Марина Шабалина, удовлетворили ходатайство о рассмотрении процесса в закрытом режиме.
Позже процесс был открыт, но судья Марина Шабалина отказала корреспонденту «ТюменьPRO» в аккредитации на судебном процессе, объяснив это тем, что он уже является представителем потерпевшего. «Иного вам не дано!» — заявила судья, рассматривая заявление редакции, хотя в Уголовно-процессуальном кодексе РФ прямого запрета на участие журналиста, одновременно являющегося представителем одной из сторон нет. В ближайшее время решению судьи предстоит дать оценку Квалификационной коллегии судей Тюменской области. Другой казус случился с помощником прокурора Тюменского района Еленой Молчановой. В связи с бездействием государственного обвинителя адвокатом потерпевших Владиславом Луньковым был заявлен отвод прокурору. Спустя год после попытки отвода прокурора, его бездействие нашло отражение в частном постановлении суда, оглашенном после приговора по делу.
«Практически в судебном заседании не выяснялись обстоятельства совершенного преступления, прокурор в судебных заседаниях бездействовала, на что было обращено внимание суда представителем потерпевших адвокатом Луньковым. Выступая в судебных прениях государственный обвинитель не анализируя доказательства по делу, ограничился лишь их перечислением, привел не все исследованные судом доказательства, не дал мотивированную оценку квалификации действий подсудимых по каждому эпизоду обвинения, не привел аргументы опровержения доводов стороны защиты…что свидетельствует о формальном подходе государственного обвинителя к подготовке и участию в судебных заседаниях. По итогам выступления государственного обвинителя в прениях был объявлен обеденный перерыв, после которого старший помощник прокурора Молчанова в судебное заседание не явилась, о чем не известила суд. В дальнейшем участие в судебных заседаниях участие не принимала».
Замена «сбежавшего» прокурора повлекла за собой затягивание процесса, т.к. вновь вступившему государственному обвинителю потребовалось время для изучения материалов дела для подготовки к судебным прениям и репликам. Принятое судом частное постановление будет направлено прокурору Тюменского района в целях принятия мер воздействия к государственному обвинителю Е.Молчановой.
В целом, бездействие прокурора в судебном процессе, привело к тому, что из четырех вменяемых инспекторам ДПС эпизодам, суд оставил только один – совершенный в отношении Артема Данекина. Действия, совершенные в отношении его супруги, а также в отношении молодых людей в с. Луговое, признаны законными. Все трое инспекторов осуждены к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Также осужденным на три года запретили занимать должности на государственной службе, в том числе — в полиции. При этом суд не лишил их званий, а значит спустя три года мы можем встретить на тюменских дорогах инспекторов полиции Саксина, Федоровского, Арутюняна.
Таким образом, инспекторам ДПС разрешается таскать пассажиров (в том числе женщин) за волосы и пинать их ногами. Также признаются законными действия сотрудников полиции, которым не понравилась стоящая вечером у магазина молодежь, которым можно со словами «Ты в себя поверил, мальчик?» заломить руки за спину и попинать ногами. Только потому, что сотрудников ДПС попросили представиться и обращаться на «Вы».
По словам адвоката Владислава Лунькова и потерпевшей Екатерины Данекиной, ими обязательно будет подана апелляционная жалоба на решение Тюменского районного суда. Скорее всего будет обжаловаться приговор и прокуратурой, чей сотрудник по словам Лунькова просто «слил» процесс.
Как недавно сообщала объединенная пресс-служба судебной системы Тюменской области, сотрудник ППС Константин Леонтьев был приговорен за превышение полномочий с применением насилия к лишению свободы к 3 годам 6 месяцам. Сотрудник полиции завел гражданина за патрульный автомобиль, рывком затолкнул его в отсек для задержанных, расположенный в задней части авто, и нанес ему кулаком несколько ударов в грудь
Виктор Нестерук