Сергей Писарев: Россия + Индия = ?
– Сергей Владимирович, еще в 2013 году вы выступали со статьей "Для России Индия превыше всего", где высказали мнение, что для России Индия является естественной и чуть ли не единственной цивилизацией-союзником. Ваши прогнозы чаще всего сбываются, но что происходит на этот раз? Мы видим, что Китай, похоже, нам намного ближе, товарооборот с ним уже превысил 200 миллиардов долларов, тогда как с Индией даже с учетом резко возросших продаж нашей нефти на индийский рынок составляет только 60 миллиардов.
– На сегодня, действительно, главным мерилом "дружбы" между государствами и народами выступает товарооборот. Но если это мерило верно, в таком случае главным другом Китая были бы США, а у России не так давно самым "близким родственником" был бы Евросоюз. Но разве это правильно? "Деньги" и "дружба" точно не синонимы.
– А что же тогда может определять понятие "дружба"? Я спрашиваю конкретно про Индию и Россию.
– Между государствами возможны три вида взаимодействия: экономическое, военное и нематериальное (культурное, духовное, идеологическое). Когда присутствуют все три, народы называют "братскими". Как в свое время СССР и страны Варшавского договора. Или сегодня Россия и Белоруссия. При этом, если вы помните, на первом месте среди факторов, определяющих "братство" и "дружбу", в нашей истории стоял не товарооборот, а общая идеология. Экономическое и военное сотрудничество являлось лишь следствием, "приятным" дополнением к "нематериальным скрепам".
Что касается современных (да и прошлых) отношений Индии и России. Мне кажется, что культурно, духовно и даже идеологически наши государства-цивилизации невероятно близки. Это было и до 1917 года, и во время СССР, и сегодня. Древняя культура, своя неповторимая и не агрессивная общечеловеческая идеология, мировые религии, зародившиеся в Индии – при всех кажущихся различиях, все это очень понятно и близко нам, гражданам России. И наоборот.
К сожалению, в наш век "товарооборотов", где главным мерилом дружбы и любых ценностей стали деньги, нематериальные отношения между государствами, народами, да и просто между людьми ушли на последний план. А зря. Свежий пример, когда страны ЕС – идеологические союзники США – в борьбе с Россией свои экономические интересы (якобы всегда главные и решающие) отбросили куда подальше. Что бы там ни говорили, но материальные факторы и у общества, и у личности в конечном итоге всегда вторичны.
– Но разве, говоря о духовной похожести, нельзя сказать того же о России и Китае?
– Действительно, дружба между русскими и китайцами долгое время культивировалась на самом высоком уровне и, слава Богу, не без успеха, продолжается и сегодня. Но кого бы вы предпочли иметь в соседях по дому или подъезду: китайцев или индийцев? Не знаю почему, но (за редким исключением) ответ в общем-то известен. Может, это связано с определенными пограничными конфликтами в разное историческое время. Может, с подсознательным ощущением близости со все более могучим и для нас немыслимо многолюдным соседним государством, на некоторых картах которого наши восточные территории закрашены в цвет КНР. К примеру, свежий скандал, когда жители байкальского курорта Листвянка собрали 50 тысяч подписей против скупки земли гражданами КНР, которые к тому же открыто заявляют, что Байкал – это "священное китайское море", временно принадлежащее России. А может, из-за того, что вместо религии и Бога в Китае внедрена коммунистическая идеология, с которой у нас в России связаны не только добрые воспоминания.
Мало того, смею предположить, что лет через 30, как сегодня Россия с Китаем "дружит" против США, нам придется "дружить" с США против Китая. К тому времени Китай в экономическом и военном отношении может оказаться сильнее всех других стран вместе взятых. За исключением Индии (возвращаясь к теме нашего разговора). И потому союз с Индией нам тем более необходим.
– Но о каком "союзе" или "дружбе" с Индией можно говорить, если индийские предприятия, боясь санкций США, отказываются заключать с нами даже выгодные коммерческие контракты?
– Ну, во-первых, и экономическое, и военное сотрудничество у нас все же имеются. Во-вторых, говоря о Союзе (с большой буквы) между Индией и Россией, я имею в виду в первую очередь возможный союз двух цивилизаций на базе "нематериальных факторов", которые, как мы указали выше, являются главными, фундаментальными, непреходящими.
– Что конкретно вы имеете в виду?
– Я бы предложил впервые в истории человечества (шутка, а может, и не шутка) подписать между двумя государствами Договор о сотрудничестве, взаимодействии и взаимопомощи, но не в области экономики или обороны, а в духовной сфере (культура, религия, идеология). Мы должны определить общие "нематериальные ценности" для наших стран и народов и на базе этого Договора развивать и защищать их внутри наших государств, а также совместно и на международной арене. Простой пример: если страны Запада культивируют у себя и навязывают другим идеологию ЛГБТ, то Индия и Россия могли бы и у себя дома, и на международном уровне заявить о поддержке традиционной семьи. Очевидно, подобный же подход на сегодня более чем актуален в областях культуры и религии.
Такого рода соглашение между Индией и Россией очень трудно подвергнуть "санкциям". Оно могло бы стать юридическим фундаментом сотрудничества и в других сферах жизнедеятельности, а также помочь друг другу решить огромное количество проблем в "нематериальной сфере", и показать на высшем политическом уровне, что не только деньги должны являться ценностью для человека и государства.
Политической и юридической опорой этого замысла с нашей стороны мог бы стать Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. №809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Мне кажется, что на сегодня это как никогда важно.
В первом приближении я бы так ответил на ваш вопрос.
– Спасибо за беседу. Пожелаем удачи "Изборскому клубу" в предстоящей поездке в Индию и успешной работы с индийскими партнерами.
Источник (текст и фото): сайт "Изборского клуба"