Влюбленный в слово
Серию публикаций о клинчанах-литераторах продолжает статья о писателе, историке и краеведе Михаиле Черном.
В 2014 году отмечается 85-я годовщина со дня рождения известного земляка
Михаил Черный написал 14 книг, и это не только местные и значимые в масш-табе Клинцов сочинения, например, «Шпагатчики» или «Кожевенное объединение». Творения нашего земляка публиковались в издательствах Москвы, Тулы и Брянска.
Литераторы его поколения не были городскими интеллектуалами: Михаил Атаманенко — из села Туросна, Александр Мехедов всегда подчеркивал, что он родом из пригородной местности Курганье. Михаил Павлович Черный появился на свет в Красногорском районе — в селе Перелазы. 1929-й — нелегкий год в истории России. Завершалась коллективизация, приближался кровавый 1937-й, когда сосед дядя Петя сегодня живет рядом с тобой, а завтра отправлен на тот свет «без права переписки».
Супруга Михаила Черного Галина Кирилловна в своей книге «Родное и близкое» пишет: «Михаил воспитывался в большой семье. У него был брат и четыре сестры. Трудовой день для него начинался рано, особенно во время деревенской страды. Родители, разбудив сына в шесть утра, уходили в поле. Миша носил обед работающим на пахоте, следил за огородом, присматривал за младшими сестренками».
Страшным был 1941 год и последующая оккупация. Когда тебе 12 лет, а по родному селу ходит немец, волей-неволей приходится учиться осмысливать историю. После освобождения — непосильный труд, выход и спасение — книги. Чтобы выжить, нужно учиться. Что он мог получить в нашем захолустье, если бы не обычный сельский учитель Прасковья Ефимовна Струговец, привившая подростку любовь к слову?
Родители Михаила мечтали о том, чтобы он стал врачом или фельдшером, но в 1945 году он поступил в Суражское педучилище (как рассказывал Михаил Черный, до Суража он добирался прямо как Ломоносов — на попутных подводах и с узелком за плечами). «Самым трудным был первый год, — пишет Галина Черная. — Он жил в общежитии, которое имело жалкий вид, комнаты не отапливались, замерзали чернила. Отогреться и поесть приходилось идти домой за 74 километра». Уже в местной газете появились его первые незрелые публикации. В дипломе об окончании педучилища только одна «четверка» по психологии.
Михаил Черный продолжил образование в Новозыбковском педагогическом институте, где одним из его преподавателей стал, без преувеличения сказать, великий филолог и этнограф Александр Расторгуев. Любимым профессором на кафедре зарубежной литературы была Е. Непомнящая. Исторический факультет юный мыслитель выбрал сознательно. В Новозыбкове он нашел свою половинку — студентку физмата Галину, с которой не расставался, не дожив совсем немного до золотой свадьбы.
Преподавала в послевоенные годы в Новозыбковском пединституте еще одна уроженка Клинцовского района Клавдия Максимовна Неберо. Родилась она в 1917 году в деревне Писаревка Суражского уезда в многодетной крестьянской семье. В голодные 1930-е училась в фабрично-заводской семилетке в Клинцах, после чего окончила Суражское педучилище. В 1964 году она защитила в Москве кандидатскую диссертацию «Говоры Клинцовского района Брянской области. Фонетико-морфологический очерк», продолжая преподавание в должности доцента на кафедре русского языка. Позже написала мемуарные очерки о ранних годах детства в родной Писаревке.
По распределению Михаил Черный работал учителем, а затем завучем в средней школе поселка Сеща Дубровского района. Здесь он начал писать беллетристическую повесть «Армянский легион», которая была опубликована в газете «Брянский комсомолец». Приятелем начинающего писателя стал краевед Овидий Горчаков, написавший книгу о сещенском подполье «Вызываем огонь на себя». Дубровская газета «Голос колхозника» охотно сотрудничала с нашим земляком. «В Дубровке прожили девять лет, — вспоминает супруга краеведа. — Михаил Павлович работал сначала в редакции три месяца, потом зональным секретарем, затем — третьим и, наконец, вторым». Здесь у супругов родился сын Владимир, а в 1959 году дочь Валентина.
Затем было журналистское отделение Высшей партшколы при ЦК КПСС, что позволяло говорить о повышении социального статуса. Михаил Черный выбрал Клинцы и стал главным редактором «Труда». Лично знавший его Владимир Селезнев пишет: «Молодой журналист с неуемной энергией, что называется, с головой погрузился в работу. Много ездил по району, писал очерки, зарисовки, репортажи, бережно записывал воспоминания ветеранов, собирал многочисленные материалы для будущих книг».
Можно сказать, что не только начинающему литератору Владимиру Селезневу Михаил Черный дал «путевку в жизнь». Как редактор «Труда» он развернул сеть рабкоров и селькоров, проводил выездные заседания прямо на тракторных станах.
Краевед отдал «Труду» 12 лет. Коллега Василий Кровко вспоминает: «За этот период М.П. Черный в составе делегаций журналистов посетил много городов. После каждой экскурсии в нескольких номерах «Труда» печатался материал о достопримечательностях и исторических ценностях того или иного места. 28-30 сентября 1966 года в Москве, в Кремлевском дворце съездов, прошел Съезд Союза журналистов СССР, делегатом которого был и Михаил Павлович».
В 1966 году в Приокском издательстве вышла книга Михаила Черного «Лесные богатыри», написанная на материале о партизанах Клетнянской бригады. В 1968 году Михаил Черный становится собственно клинцовским краеведом — он участвует в работе над книгой «Клинчане в Великой Отечественной войне» (вторая часть «Партизаны» написана им одним).
Галина Черная опубликовала выписки из дневников мужа. В январе 1973 года он писал: «Вышел на работу досрочно. Какой ужасный отпуск! Межрайонная летучка журналистов, надо быть обязательно. 22 — областной семинар заведующих. Вчера обсуждали отчет Буздина на пленуме, сегодня — пленум горкома. Завяз с повестью по уши, примерно на год затянул. Вот бы два месяца творческого отпуска!»
Газетная жизнь — самая стрессовая. 40-летнему редактору пришлось пережить один за другим два серьезнейших инфаркта. Был сделан правильный вывод — здоровье важнее. В последующие годы Михаил Черный работал начальником отдела кадров городских предприятий — «Хмельпром», «Клинцыводстрой». Важно то, что в 70-90-е годы он писал.
Девиз Михаила Павловича: «Каждый день — не менее трех страниц». Вот названия первых трех краеведческих книг: «С именем Калинина», «Русские гранаты» (переиздана издательством «Дебрянск», речь идет об артиллерийских дивизионах Гражданской войны, базировавшихся в нашем городе в 1920 году), «Клинцы». Затем вышел сборник коротких рассказов «В трудный час» («Найка» — про годы коллективизации, «Трагедия героя» — Финская война, «Верность» — война в Афганистане).
Писать Михаил Черный всегда старался четко и проникновенно. Не будет лишним привести цитату из лирической прозы литератора: «В ту теплую весеннюю ночь ярко светила полная луна. В лесу было так светло, что отчетливо просматривались стволы, ветви и даже листья деревьев. Речная рябь отливала зыбким серебром. У извилистых берегов деревья и кустарники блекло смотрелись свисающими ветвями, размывая причудливые кружевные узоры».
Творчество краеведа Михаила Черного хорошо известно в городе. Клинчане знают его книги «Шпагатчики», «Юность комсомольская». Официальных наград у местного историка немного — знак в честь 50-летия ВЛКСМ, юбилейная медаль «За доблестный труд», медаль в честь 50-летия Победы. Обещанный орден Трудового Красного Знамени так и не получил, как говорят очевидцы, из-за опубликованной им правдивой критической статьи.
Еще Черный написал книги «Кожевенное объединение», «Текстильный техникум», «Желанная служба на селе». Последнее его творение — сборник «Корни», в котором писатель рассказывает о годах детства и отрочества.
16 июня 2000 года Михаила Павловича Черного не стало. Значение его жизни и творчества — в неустанном призыве к вечным ценностям, осознании каждым своего места во времени и пространстве — тех самых исторических координатах, без которых любой человек является «Иваном, родство не помнящим».
Олег ВЕЧОРКО,
на фото: книга «Клинцы и клинчане»; Клавдия Неберо