Новые угрозы для экономики еврозоны
Значительную часть последних пяти лет еврозона страдала от токсического сочетания экономических, финансовых и политических ∎болезней∎, что делало регион основным источником нестабильности для глобальной экономики. Теперь эту ∎почетную роль∎ выполняют развивающиеся рынки. При этом их трудности могут окончательно остановить нынешнее вялотекущее восстановление еврозоны, а также помешать ей преодолеть дефляцию. Европейский центральный банк (ЕЦБ) на своем заседании 22 октября в Мальте сохранил базовую процентную ставку на уровне 0,05% годовых и не стал объявлять о дополнительных мерах по стимулированию. Теме не менее, многие экономисты уверены, что ведомство Марио Драги предпримет новые шаги в этом направлении в самое ближайшее время, возможно, даже в начале декабря. ЕЦБ, скорее всего, продлит свою программу количественного смягчения (QE) - создание денег для покупки главным образом государственных активов - после сентября 2016 г. (пока на этот месяц запланировано её завершение). До того как этим летом над Китаем и другими развивающимися рынками сгустились тучи, экономическая погода, казалось, становится все более солнечной. Промышленное производство еврозоны ежеквартально увеличивалось в среднем на 0,4% с конца 2014 г. до середины 2015 г. Это не было грандиозным прорывом, но знаменовало определенное улучшение ситуации после слабого роста в течение предыдущих 18 месяцев.Более того, восстановление начало расширяться по континенту. Первоначально его локомотивом была Германия, на которую приходится почти 30% ВВП еврозоны. Позже к ней присоединилась Испания, четвертая крупнейшая экономика региона, с неожиданно быстрым ростом.
Теперь Италия, третья крупнейшая экономика, после длительного коматозного состояния демонстрирует первые признаки жизни. Однако, экономика Франции, вторая после Германии, все еще, к сожалению, хромает. Да, и в целом темпы восстановления еврозоны остаются неудовлетворительными, учитывая мощную поддержку, отмечает британский журнал The Economist.Одной из форм поддержки стало резкое падение цен на нефть, которое имело такой же эффект для потребителей и бизнеса, как сокращение налогов. Программа QE, проводимая ЕЦБ с марта 2015 г. (ежемесячная покупка активов на 60 млрд евро), является вторым мощным стимулом. Это помогло экспортерам, в первую очередь через более низкий евро.Однако, экспорт в развивающиеся страны, скорее всего, теперь замедлится, несмотря на более слабую валюту. На эти рынки приходится 25% экспорта еврозоны и примерно 30% Германии, Франции, Италии и Испании. Еще недавно экспорт в Китай (почти 7% от всего экспорта) был одним из источников успеха Германии. Сегодня он становится источником угрозы для немецкого бизнеса. Благодаря своему мастерству в производстве товаров промышленного назначения, экономика ФРГ идеально подходила к стимулируемому инвестициями росту Поднебесной. Но рост Китая в настоящее время с замедлением перебалансируется с инвестиций в сторону сектора услуг.Уже видны первые настораживающие признаки. Немецкий экспорт резко снизился в августе по сравнению с июлем, при этом уменьшилось и количество новых заводских заказов. В целом промышленное производство еврозоны упало в августе на 0,5% по сравнению с предыдущим месяцем. Вместо ускорения мы видим замедление восстановления; аналитики Barclays прогнозируют рост ВВП в III квартале в пределах 0,3%.Все это, безусловно, затрудняет достижение поставленной ЕЦБ цели роста цен в 2%. После нескольких месяцев чрезвычайно низкой инфляции, эксперты ожидают возвращение дефляции в еврозону в сентябре.
Более того, падение цен, скорее всего, продолжится и в следующем году - не очень радостная перспектива для таких уязвимых стран как Португалия, которой нужно выплачивать огромные государственные и частные долги.