Уснуть в луже крови: томский психиатр рассказал о том, что такое состояние аффекта
Большая беда почти никогда не возникает на пустом месте. Для схода селя с гор нужно, чтобы сначала шли ливни, бурно таял снег или возникали прорывы в горных озерах. То, что впоследствии принесет разрушения, копится высоко в горах, а когда чаша природного "терпения" переполняется, то бурный поток из смеси воды и обломков горных пород обрушивается вниз, летит с большой скоростью, снося все на своем пути. Так же чувствует себя человек, которого настигло состояние аффекта. Он – безрассудная лавина, которая не ведает, что творит.
Из-за чего возникает аффект и можно ли его предотвратить корреспонденту "Вести. Томск" рассказал кандидат медицинских наук, заместитель главного врача томской клинической психиатрической больницы Светлана Кадочникова.
Босиком по снегу
Восемь лет назад в Томске произошло убийство. Женщина, доведенная до отчаяния поведением бывшего мужа, была вынуждена защищаться от его агрессии и в результате своих действий оказалась на скамье подсудимых.
«По версии следствия, обвиняемая жила со взрослой дочерью и бывшим мужем-алкоголиком, который оскорблял их. 23 февраля 2016 года пьяный мужчина снова стал оскорблять дочь в присутствии матери. Когда он вышел из квартиры, женщины закрыли за ним дверь, но он ее выломал. Вломившись в квартиру, пьяный дебошир схватил дочь за шею и угрожал выбросить ее из окна. В состоянии сильного душевного волнения обвиняемая схватила нож и нанесла им мужчине ранения, от которых он скончался. Свою вину в содеянном обвиняемая признала в полном объеме», – сообщается на сайте прокуратуры Томской области.
Подделать состояние аффекта невозможно, и спутать с чем-то нельзя. Это специфическое эмоциональное состояние, которое включает в себя три обязательных фазы – пазлы одной общей картины, которая зачастую переворачивает жизнь человека. В состоянии аффекта он способен не просто причинить тяжелые травмы другому, но и убить.
«Первая фаза — накопление. В этой фазе стрессовые ситуации, которые повторяются изо дня в день, становятся привычными: например, муж пьет, скандалит и применяет физическую силу, а жена вынуждена постоянно спасаться, порой даже в мороз, покидая дом босиком. Постепенно такие ситуации накапливаются, и после каждого инцидента остается эмоциональный осадок, который не проходит без следа», – рассказывает Светлана Кадочникова.
Во второй фазе, когда человек сталкивается с повторяющейся ситуацией, он теряет способность просто избегать ее и переходит к активным действиям. Его реакции становятся более решительными и защитными. Человек стремится остановить издевательства и насилие, используя доступные средства защиты. Сама обстановка не меняется: муж, например, остается агрессивным из-за алкоголя, но его жена начинает реагировать по-другому.
«Совершаются действия, направленные уже против обидчика, происходит это очень неожиданно, никто к этому не готовится, ружье не заряжает заранее, сами по себе действия всегда носят разрушительный и агрессивный характер, у женщин это выражено наиболее ярко – будет множество ударов, множество ранений. У мужчин обычно более лаконично. Могут ударить несколько раз, но смертельно», – говорит врач.
Третья фаза — астения. После мощного эмоционального всплеска человек чувствует себя полностью опустошенным и может уснуть прямо на месте происшествия, иногда даже в луже крови. Когда он приходит в себя, то обычно удивляется тому, что натворил, и это вызывает у него сильное расстройство. Часто его уже будят сотрудники полиции. Эмоции утихают, можно сказать, что после совершенного поступка человек словно "выздоравливает". Но затем за дело берутся эксперты, которые пытаются разобраться, почему же так произошло.
«Следователи и дознаватели умеют определять такие вещи. Когда приезжает полиция, проводятся следственные действия, опрашиваются участники события, обычно их двое, один из которых погиб. Свидетели бывают редко», – уточняет Светлана Кадочникова.
Врачи приступают к судебно-психиатрической экспертизе, когда следователь или дознаватель назначает ее в рамках уголовного дела. Эксперт заранее знакомится с материалами дела, а если нужно — запрашивает медицинскую документацию об испытуемом. Он изучает документы, встречается с человеком, общается с ним, обсуждает все вопросы. Затем комиссия проводит осмотр, обсуждает ситуацию и выносит решение. Ставится диагноз.
«На момент правонарушения важно понять, был ли человек вменяем. Но вопрос вменяемости решает суд. Эксперты же определяют, мог ли человек осознавать опасность своих действий и руководить ими», – отмечает врач.
Суженое сознание
Когда стресс становится все сильнее, эмоции могут проявиться двумя способами: физиологически или патологически.
«Физиологический аффект похож на то, как будто человек смотрит на мир через узкий тоннель. В таком состоянии он почти не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Человек осознает, где он находится, и видит в том, кто к нему приближается, угрозу — обидчика, который может навредить ему или его близким. Часто такие действия совершаются быстро, без раздумий о последствиях», – объясняет Светлана Кадочникова.
При патологическом аффекте человек воспринимает ситуацию искаженно. Он может не узнать даже знакомых людей и принять их за врагов, бандитов или вооруженных нападающих. Все вокруг кажется непривычным, возникает чувство полной дезориентации. Но несмотря на разное восприятие, поведение человека остается агрессивным и разрушительным.
«При физиологическом аффекте оценка преступления может измениться: его могут рассматривать не как убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, а как совершенное в состоянии сильного душевного волнения. Но в любом случае виновный будет осужден», – говорит врач.
При патологическом аффекте человек чаще всего признается невменяемым и освобождается от уголовного наказания. Ему могут назначаться лечение принудительного характера, наблюдение у психиатра, но не всегда.
У кого и почему возникает состояние аффекта
Формирование аффекта — это многогранный процесс. На первый взгляд может показаться, что это простое явление, но на самом деле в его основе лежат глубокие и сложные механизмы. Внешне это может проявляться в виде эмоциональных всплесков, но под ними скрываются процессы, которые напоминают айсберг — лишь небольшая часть видна на поверхности, в то время как большая его часть остается невидимой.
«Аффект — это редкое состояние, которое может возникнуть у людей разного возраста и склада характера. Даже взрослые, умеющие контролировать эмоции и поведение, могут оказаться в состоянии аффекта при определенных обстоятельствах», – поясняет Светлана Кадочникова.
Можно ли предотвратить эти обстоятельства, чтобы человек не дошел до точки, откуда нет возврата? Это действительно сложная задача. В большинстве случаев никто не заходит так далеко, чтобы осознанно принимать решение о разрыве отношений или прекращении общения с человеком, который травмирует другого. Люди часто надеются на изменение и улучшение ситуации. В таких случаях эмоции и привязанности, хоть и болезненные, становятся частью жизни: кто-то может годами терпеть, надеясь, что все наладится. Многие предпочитают жить в иллюзии, пренебрегая реальностью, даже если она явно указывает на необходимость перемен.
«Состояние аффекта не ограничивается только романтическими отношениями. Оно может проявляться и в профессиональной среде, в соседских конфликтах. Постоянное присутствие в одной и той же социальной ячейке, особенно в условиях нарастающего напряжения, создает условия для обострения конфликта. Но человек должен быть эмоционально привязан к другому, он должен для него что-то значить», – рассказала врач.
Часто желание избежать конфликта приводит к накоплению негативных эмоций, прежде чем не произойдет срыв. Каждый случай рассматривается индивидуально. Врач отдельно подчеркнула, что отсутствие алкогольного опьянения играет важную роль. Если человек совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, то его действия не могут быть квалифицированы как совершенные в состоянии аффекта.
Источник: "Вести.Томск"