Миниатюрный шедевр
Лучшие в своем деле
Многие литературоведы считают Николая Лескова самым русским писателем. И на это есть веские причины. Наш известный земляк скрупулезно изучал и прекрасно знал древнерусскую литературу, его слог легко и непринужденно погружает нас в далекие времена старой Руси… А вот лучшим изографом и иконописцем в древнерусском стиле сам Лесков считал своего современника Никиту Рачейскова, с которым он познакомился в Петербурге.
«Лесков создал удивительнейшее произведение, посвященное иконе – это главное действующее лицо. А написал он его прямо в мастерской Никиты Рачейскова, который очень много рассказал Лескову об иконописи, став прототипом мастера Севастьяна в произведении «Запечатленный ангел»», – рассказывает Марианна Комова.
Удивительно, но эта повесть серьезно повлияла на иконопись того времени. Многие петербуржцы, в том числе представители царской фамилии, заказывали копии иконы ангела, образа Спаса.
Николай Семенович был восхищен работами Рачейскова, а потому заказал у него образок и для себя. После смерти писателя он перешел в наследство к его сыну Андрею. В настоящее время икона, датированная 1873 годом, хранится в фондах Орловского литературного музея И.С. Тургенева.
Ювелирное искусство
Никита Рачейсков – иконописец Строгановской школы, старообрядец. «Можно сказать, что старообрядцы – это протестанты русского плана, они ориентировались не на греческое православие, а на старую Русь, дореформенную», – говорит Марианна Комова.
Такие иконописцы работали в том числе в миниатюрном стиле. Так, в 1870-е годы Никита Рачейсков выполнил икону «Спас во звездах» размером всего 15 на 18,5 см. А мастер-серебряник с клеймом «ПК» украсил ее накладными полями с 12 полудрагоценными камнями, металлической вязью и убрал в лакированный дубовый киот.
Многослойные прозрачные наплавления краски делают силуэт Христа мягким и светящимся изнутри. Этот прием дает эффект дымки, окутывающей Спасителя. Его фигура как будто возникает из лазоревой глубины рассветного неба, на котором видны звезды Нового дня и Нового века.
За уникальный золотой фон Лесков назвал икону «Спас во звездах». Несомненно, фон этот имеет апокалипсический смысл, важный для староверов. Как отмечает искусствовед, «поражает обилие градаций золотого цвета на такой маленькой иконе. Линии ажурной вязи так тонки и точны, что кажутся чем-то нерукотворным. Ювелирной работы нимб Спасителя играет и переливается на свету».
Николай Лесков не зря называл Рачейскова праведным иконописцем.