Водосточные коллекторы готовят к осенним дождям
Мосводосток продолжает готовить свои сети к дождливому осеннему сезону. 2 сентября «Вечерняя Москва» вместе со специалистами предприятия спустилась в один из крупных водосточных коллекторов, чтобы узнать, как проходят регламентные работы по очистке коммуникаций.
К «погружению» в коллектор бригада Мосводостока готовится основательно. Все в полном обмундировании: сапоги-болотники, страховочная обвязка, каски с фонарями, прорезиненные перчатки. Газоанализаторы наготове — если прибор что-то «почует», работы сразу свернут.
— Летом мы осматриваем все водосточные сети небольшого диаметра. Ежедневно обследуем, выявляем то, что нужно прочищать или ремонтировать. А вот коллекторы большого диаметра по регламенту мы обследуем зимой, когда осадков меньше. Иначе поток воды будет такой, что человека снесет, — рассказывает ведущий инженер эксплуатационного гидротехнического района № 6 Мосводостока Геннадий Двирник, пока бригада идет к колодцу.
Летом пройти весь коллектор проблематично, но осадков давно не было, и появилась возможность обследовать камеру, через которую вода проходит перед попаданием в очистные сооружения.
Вторая бригада находится наверху и готовится спускать в коллектор трубу илососа — устройства, вытягивающего песок, землю, мелкий мусор и прочие отложения.
В коллекторе воды — по голень. На вид чистая, прозрачная, воздух внизу самый обычный, без каких-либо неприятных запахов. Подсвечивая путь фонариками, работники Мосводостока медленно двигаются по руслу коллектора к тому месту, где поток заходит в трубу, ведущую на очистные сооружения. Под ногами появляется слой песка — неглубокий, но перед осенью лучше все как следует подготовить. Здесь же из открытого люка спускается труба илососа. По пути Геннадий Двирник проверяет стыки в коллекторе — они должны быть герметичны.
Сама камера коллектора устроена таким образом, чтобы предотвратить подтопления даже в случае аномальных дождей. Если поток будет слишком обильным, специалисты Мосводостока спустятся в коллектор и уберут шандоры — деревянные балки, частично перекрывающие вход в трубу. Если уж и это не поможет, вода будет перехлестывать через волнорез и попадать напрямую в ближайший водоем. Но даже перед этим она попадет сначала в небольшую перепускную камеру, где осядет весь крупный мусор.
«Верхняя» бригада включила илосос, труба начала засасывать скопившийся на дне коллектора ил.
— Нас часто спрашивают: «Что там внизу?» Как видите, ни гигантских крыс, ни белых десятисантиметровых тараканов, ни огромных червей здесь нет, — улыбается Геннадий Двирник.
Ведущий инженер развеял все городские легенды, касающиеся подземных коммуникаций столицы. Находки здесь тоже достаточно банальные, и больший интерес вызывают не они сами, а то, как попали в коллектор. Однажды бригада обнаружила здоровенный бордюрный камень, который весит никак не меньше центнера. Можно представить, какой силы потоки бывают в водосточных коллекторах, если даже бетонный бордюр могут нести, как бревнышко.
КСТАТИ
Диаметр самого большого коллектора, находящегося на балансе Мосводостока, — шесть метров. Пролегать водосточные коллекторы могут даже на 15-метровой глубине. В свое время в подобный канал была заключена и река Неглинная, в которую испокон веков сливали нечистоты.
Часть ее русла до сих пор пролегает в сводах старого кирпичного коллектора. Новый дублирующий водоотводный канал для нее построили в восьмидесятых годах из железобетона.
Читайте также: Специалисты Мосводостока очистили водоем от опасного мусора