Александр Песков: Актеров, которые даже боятся высказаться на тему СВО, я не уважаю
Есть такие артисты, с которых хочется брать пример. Один из них — Александр Песков. Он много снимается в кино, играет в театре, пишет стихи, потрясающе исполняет патриотические песни. И непременно хочется узнать, каков артист в реальной жизни. При знакомстве оказывается: то, что Песков транслирует со сцены во время выступления, абсолютно соответствует его духу. Советский и российский артист также известен своей четкой гражданской позицией и не боится высказываться на тему того, что сегодня происходит в нашей стране и мире. «Вечерней Москве» удалось с ним пообщаться.
— Александр Васильевич, на одном из патриотических фестивалей вы рассказывали о славном боевом прошлом вашей семьи. Оно действительно впечатляет. Можно подробнее об этом?
— Мой отец в восемнадцать лет командовал батальоном. В 1941 году была большая нехватка командного состава, и, несмотря на его молодой возраст, его назначили командиром. В 1944-м его ранило минометным осколком. Он попал в госпиталь, рана была такая страшная, что пришлось ампутировать ногу.
А у мамы было четыре брата: трое погибли, один пропал без вести. Я надеялся отыскать следы единственного, возможно, выжившего своего дядьки, объездил все архивы, обращался в Министерство обороны. Все бесполезно, никаких следов. Такая вот трагическая семейная история. Представляете, четверо сыновей у бабушки — и ни одного в живых. Мои деды, оба по маме и по отцу воевали в Первую мировую. Поэтому со сцены сказал, что когда дома рассматриваю семейные фотографии, то понимаю, что обязан соответствовать памяти своих предков и не подводить их.
— Вы не раз бывали в «горячих точках», выступали с концертами и сегодня также встречаетесь с бойцами СВО.
— Тема войны мне близка. Я летал с выступлением в Сирию, когда шли бои в районе Алеппо, выступал и на морской базе, и на позициях. Я бывал с концертами в зоне СВО, и, мне кажется, что нам придется туда съездить еще не один раз. Часто выступаю в дивизии им. Дзержинского, в госпиталях имени Вишневского и Бурденко.
Дмитрий Харатьян: интервью о сериале «ВИА «Васильки»
Мне мама рассказывала, как во время войны привозили кино, и она, 14-летняя девчонка, работающая в тылу на оборонном заводе, по нескольку раз бегала на сеансы. Культура во время войны необходима — кино, концерты. Потому что это поднимает дух и дает надежду. Ведь каждый день несли похоронки, то погибшие, то пропавшие без вести… Как людям было жить, как сражаться в тылу? Артистов ждали, были рады песням, стихам, которые они исполняли. И сейчас, когда приезжают артисты, люди говорят, что это как глоток свежего воздуха, что это поддержка. Поэтому я поражаюсь тем «артистам-молчунам», которые ждут непонятно чего
— Многие актеры боятся остаться без работы, съемок, выступлений в корпоративах.
— Тогда я хочу спросить таких боязливых людей: где та школа, в которой вы учились? Где родились вы и ваши родители? В какой стране вы хотите дальше жить? Неужели вы не видите, что нас хотят уничтожить? Всех, поголовно. Или вы надеетесь, что конкретно вас пожалеют? Герои нашего времени — это наши бойцы, они понимают, что в любую минуту могут лишиться жизни. А актеров, которые даже боятся высказаться на тему СВО или сняться в патриотических фильмах, я не уважаю. Это люди, не знающие истории, не имеющие ни воспитания, ни образования, ни ума. О сердце и говорить нечего.
— Может, они просто осторожные?
— Они не осторожные, они просто трусы. Осторожность нужна на фронте, когда вокруг летят осколки снарядов и можно наступить на «лепесток». А здесь просто боязнь потерять деньги. Все надо делать от сердца, от души и не ждать никаких наград. И у меня самое главное пожелание: дай Бог, ребятам, нашим героям вернуться домой живыми.
Режиссер Александр Харламов — о фильме «Эффект хамелеона»
— У вас очень правильные убеждения. Почему вы не захотели стать чиновником в сфере культуры?
— Невозможно быть одновременно и актером, и чиновником. Потому что если ты актер, то ты весь в искусстве. Ты даже режиссером не можешь стать, потому что это какая-то другая парадигма. Это другие мозги, другое образование. Я человек, который должен играть не в жизни, а именно на сцене, в кинематографе.
— Вы сыграли в сериале «В двух шагах от счастья», в котором неожиданно для зрителей предстали в образе дедушки. Ваш персонаж в одиночку воспитывает внучку, и в него влюблены многие женщины. Хочу высказать комплимент, вы в прекрасной физической форме. Как удается ее поддерживать?
— Спасибо, приятный комплимент. На вопрос отвечу кратко — надо прилагать усилия. Моя заслуга не в том, что я, как тот самый «физиологический наркоман»: «Дайте мне гантели!». Это большой труд — заниматься физической нагрузкой. Каждый раз себя заставлять, даже если лень или ты плохо себя чувствуешь.
— Вы обратили внимание, что сегодня в театрах зрители в основном женщины? Куда исчезли зрители мужского пола? Неужели у них такая тяжелая жизнь, что их театр не интересует?
— Может быть. А у кого она легкая? Конечно, зрительницы-женщины — это прекрасно. Но хочется, чтобы и зрители мужчины тоже были.
— Александр, на днях вы отпраздновали юбилей. Даже не верится, что такая цифра… Как отметили?
— Спокойно… Вы говорите, что я в хорошей форме в свои 60 лет. Конечно, я тружусь, чтобы сохранить свое тело, стараюсь жить по совести, чтобы не изгадить душу. Но по большому счету-то, какой я есть — заслуга моих родителей. Бог уберег их в той страшной войне. Они встретились в 1964 году. Полюбили друг друга. А в 1965-м родился я. Мама и папа вложили в меня любовь и радость жизни. Дни рождения я праздную дома в кругу семьи. Раньше по молодости, когда мне было 30 или 40, устраивал банкеты, думал, надо попробовать, как это все выглядит. Приезжало много друзей по 100–200 человек. Приглашал артистов, чтобы был какой-то грандиозный праздник и масштабное веселье. Но к чему все это? Сейчас все гораздо скромнее и проще. Я буду отчитываться перед Богом своими ролями, стихами и поступками.
— Что бы вы себе пожелали в свой день рождения?
— Пусть здоровье будет крепкое, чтобы энергии хватало на все! И чтобы не пропала способность, перефразируя Пушкина — «Над вымыслом слезами обливаться». Чтобы чувства были свежи и творческая энергия не угасала! Чтобы мое воображение, не отрываясь от реальности, всегда стремилось к Богу.
22 мая на экраны выйдет семейный блокбастер «Соловей против Муромца» режиссера Карена Оганесяна. Одну из ведущих женских ролей в нем сыграла Елена Валюшкина. «Вечерняя Москва» побеседовала с заслуженной артисткой России о ее новой роли.