Россия и Запад вновь делят рыбу
Россия вышла из Международного совета по исследованию моря (ICES) в октябре прошлого года. Такой шаг Москвы, скорее всего, продиктован соображениями не столько хозяйственными, сколько политическими, пишет «Версия».
Авторы инициативы по выходу России из ICES (структура формирует правила рыболовства в Северной Атлантике и отчасти в Арктике) не скрывали, что она является ответом на продавленное в 2022-м странами Балтии решение лишить российскую сторону полных прав участника организации. Как видите, вопрос о глобальной рыбалке несколько лет решают не рыбаки и биологи, а политики и дипломаты.
ICES обобщает научные данные о рыбных запасах, дабы распределять квоты на вылов между странами. Те, в свою очередь, распределяют квоты между отдельными промысловыми компаниями. Выход России из организации пока не означает, что Москва откажется от принципа соблюдения квот.
В конце октября Россия и Норвегия определили общий допустимый улов (ОДУ) в Северо-Восточной Атлантике и распределили квоты на 2025 год. К примеру, ОДУ главной промысловой рыбы этого региона – северо-восточной арктической трески – на 2025 год снижен для двух стран на 25%, то есть до 340 тысяч тонн. Квота России составит 144,4 тысячи тонн.
Однако рыба границ не знает и свободно заходит в экономические воды того или иного государства, там ее вылавливают промысловики разных стран, получившие квоты. Интересно, что будет происходить с рыбой, выловленной российскими компаниями? - задают вопрос авторы издания. Выгружать улов экономически выгодно в ближайшем порту, поэтому российские рыболовы львиную долю улова оставляли в странах Северной Атлантики.
В 2023-м европейский рынок получил 112 300 тонн мороженой трески, из которых 61 400 тонн (54,7%) пришлось на поставщиков из России. В то же время мороженого филе трески в ЕС поступило 76 300 тонн, из которых 53,5% поставила РФ. Таким образом, налицо прямая зависимость европейцев от российских рыбаков. Но об остром дефиците рыбы в Европе не слышно. В чём же дело? Вероятно, в серых схемах, которые помогают выгружать выловленную россиянами рыбу в Европе.
А в Беринговом море усиливается противостояние с США по вылову минтая.Так, к 1 октября прошлого года выловили 402 тысячи тонн, что на 21% меньше, чем за тот же период 2023-го. Специалисты отмечают, что и запасы минтая по результатам 2023 года в Беринговом море уменьшились, поэтому вылов придется сокращать. Получается, при попытке нарастить улов рыбаки уперлись в устоявшуюся за 30 лет планку в 400 тысяч тонн.