Максим Маркерт: экономить на людях мы не дадим
Максим Андреевич, СРЗП по всей стране не поддержала реформу местного самоуправления: федеральный, а потом и региональные законы, ликвидирующие поселковые советы депутатов. В Красноярском крае реформа сопровождалась ещё и новой схемой округов. Поясните свою позицию?
Проблема не в самой нарезке новых округов, проблема в том, что краевая власть придумывает себе всё больше задач, при том, что и с базовыми проблемами справиться пока не удается. Совершенно очевидно, что укрупнение районов — абсолютно придуманная, очень тяжелая реформа. Но так и оптимизация здравоохранения, стартовавшая раньше, тоже была такой. А что, кто-то из жителей требовал перерыть город в поисках метро или затеять КРТ? Нет — всё это полностью самостоятельные инициативы власти.
Можно сказать, что такие действия не продуманы?
Складывается такое впечатление. На стороне губернатора есть талантливые люди, но их не много. Наиболее веско по поводу муниципальной реформы на сессии выступили вовсе не докладчики, а председатель экономического комитета Егор Васильев. Яро выступающим против коллегам по оппозиции нечего было ему возразить, но он все время забывает, что больше не в Правительстве. Все его правильные слова о принципах регионального устройства и экономике на земле хороши только, если команда в исполнительной власти справится с задачами в ходе реформы. Люди же вполне последовательно думают, что нет, не справятся. Старое развалят, а новое не создадут.
А как вы полагаете, справятся?
Всё больше сомневаюсь. Ни председатель Правительства Сергей Верещагин, ни министр регионального развития Татьяна Магдибур территорий не знают. А что случается, когда министр не знает территории, мы видим постоянно. Дмитрий Зотин, говорят, был неплох в авиации, но краевые дорожники в районах переживают при нём худший кризис в истории края. Михаил Заскалько может и разбирается в экономике строительства, но с районными УКСами, которые хитрят с краевыми деньгами на каждой стадии технического задания, проектирования, строительства, оказался бессилен. Наталия Говорушкина споткнулась о незнание территорий в медицине, Сергей Кузьмин — в тарифной политике и т.д. Это уже системный просчет, и он почти уничтожает шансы на успех любых начинаний такого рода.
Как Справедливая Россия - За правду планирует действовать в этой ситуации?
Мы не пытаемся обмануть людей, имитируя кипучую деятельность по бессильным протестам: собирать подписи, записывать бесконечные прошения в адрес власти, флагами махать. Мы действуем умнее. Первая фаза реформы была обусловлена федеральным законом, здесь на уровне региона ничего нельзя было противопоставить. Но не она и наиболее опасна. Само по себе
новое территориальное устройство не запускает наиболее негативные процессы, их ещё нужно инициировать. И мы будем последовательно и эффективно мешать любому сокращению в объединенных территориях. Школы, больницы, пожарные и милиция, банки и почта, уборочная техника и оборудование в клубах — всё должно остаться в текущем объеме или улучшаться.
На что внимание в первую очередь?
Как и всегда смотрим на оплату труда. Мы годами говорили, что у врачей, учителей, социальных работников и работников культуры она не достаточна. Теперь рынок труда воочию демонстрирует нашу правоту. Хорошо помню, как председатель комитета по бюджету Владимир Чащин и министр финансов Бахарь не хотели включать представителей оппозиции в комиссию по оплате труда. Ну и к чему мы пришли? Фельдшера не найдешь, учителей нет, желающих работать за такую зарплату просто не наблюдается. Но и сокращение амбулаторий и школ не укладывается ни в какие национальные проекты. Обеспечить эти функции государства — первая задача региона, гораздо важнее строительства метро или сноса Николаевки по КРТ. Сделать это тихо под соусом муниципальной, медицинской, социальной и других реформ не получится. Мы внимательно следим, и здесь уже власти нечего будет возразить. Что бы они не хотели построить на месте разрушенных краевой и муниципальной систем управления, экономить на людях мы не дадим.