Сквозь огонь и смерть. Фронтовой путь асбестовеца Василия Пяткова
Василий Архипович Пятков, инвалид войны, заслуженный ветеран труда Свердловского объединения "Облфото".
- В Свердловске летом 41-го при формировании сказали: "вот тебе, Пятков, авторота, назначаешься автомехаником".
А потом они едут на открытых железнодорожных платформах с машинами к Москве, и сразу же бомбежки. Выкинули из состава разбитую платформу и - на Ржев, где разгрузились и повели свои машины на Запад. Многолюдно на дорогах: пехота и военная техника движутся к фронту, а навстречу раненые и беженцы. И в этой дорожной сутолоке неожиданно встретил земляка - Николая Васильевича Клабукова. Расцеловались, но не успели поговорить, как последовала команда: "По машинам!".
Колонна Пяткова направлялась на Вязьму, Клабукова - в другую сторону. Эта мгновенная встреча для обоих была радостной, напомнила о родном Асбесте, о доме.
Фашистские стервятники с черной свастикой то и дело кружились над дорогами и беспощадно сбрасывали бомбы. Когда автобатальон продвинулся за Ярцево, он остался без машин, потеряли многих товарищей, не успев узнать их имена...
Вот тогда-то и попал Пятков в 16-ю армию К. К. Рокоссовского. Зачислили его автомехаником в 471-й пушечно-артиллерийский полк. Он ремонтировал тягачи, тракторы, автомобили и доставлял боеприпасы в батареи, на передовую. То была горячая работа, постоянно в движении, дни и ночи риск, короткий сон на снегу. Под Вязьмой попали в окружение, но после хорошего артиллерийского залпа по врагу полк вышел к своим без потерь.
Не успели передохнуть, как последовала команда - занять оборону на Можайском направлении. Только обосновались на огневых рубежах, новая команда - на Волоколамское направление, где и приняли бой. А потом под Истру, для поддержки стрелковой дивизии генерал-майора А. П. Белобородова.
471-й пушечно-артиллерийский полк, оснащенный мощной для того времени передвижной техникой, то и дело направлялся на самые опасные точки Подмосковья.
Последние дни ноября 41-го были для защитников столицы днями смертельной опасности, суровейших испытаний, проверки всех духовных и физических сил, воли к борьбе и к победе. Положение стало предельно серьезным, но, как скажет политрук В. Г. Клочков: "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!".
Бои шли жестокие - за каждый метр священной земли. Предвкушение "молниеносной победы" кружило головы гитлеровской солдатне, фашисты готовились к пьяным оргиям, диким разбоям, к "варфоломеевской ночи" в нашей столице.
Из воспоминаний В. А. Пяткова:
"...B районе города Истры немцы перегруппировали свои силы и весь свой броневой кулак, авиацию и пехоту бросили на дивизию А. П. Белобородова. Несколько дней и ночей шли тяжелые кровопролитные бои. Враг вклинился в нашу оборону, и дивизия получила приказ отойти на заранее подготовленные рубежи. Нашему полку поставлена нелегкая задача - прикрывать огнем отходящие части и не дать врагу зайти им во фланг.
Несколько дней прицельным огнем полк уничтожал танки и пехоту противника. От непрерывного ведения огня горела краска на стволах орудий. Их накрывали смоченными в воде фуфайками и шинелями. Командир полка Азаренков приказал лейтенанту Хомякову и мне с помощью отряда особого назначения отводить отбившихся от своих частей солдат на наши батареи для пополнения огневых расчетов. Людей требовалось много, так как то и дело батареям приходилось менять позицию, крупногабаритные орудия перетаскивать на себе. Кроме того, орудийные расчеты в тех условиях нуждались в круговой обороне, технике и боеприпасах, а также требовалась усиленная охрана, готовая отбить атаку и от командного пункта, который находился в старинном монастыре.
Когда основные части отошли на новые рубежи, противник усилил штурм города. Все горело, трещало, дымило, звенело и слилось в единый бешеный гул взрывов. Артиллеристы вели огонь прямой наводкой, нанося противнику потери".
Газета "За отвагу" Западного фронта рассказывала: "Геройская отвага, бесстрашие в бою - отличительная черта гвардейцев-артиллеристов Красной Армии. Когда наши части под натиском превосходящих сил врага отходили из города Истры, командир второго гвардейского артполка (бывшего 471-го) И. П. Азаренков до последней минуты продолжал лично руководить огнем на поле боя. Истра была уже окружена, но майор оставался с горсткой своих бойцов на ее западной окраине, не давая немцам выйти на наши фланги...".
Всмотритесь, читатель, в фотоснимок той поры, что опубликован в конце главы. После боев во фронтовом лесу бойцам вручают награды. Обуты они в большие стоптанные валенки, на них видавшие виды шинели, солдаты очень устали от длительных беспрерывных боев. В общем строю -гвардии старшина асбестовец Василий Пятков, которому в тот день вручили орден Красной Звезды.
В конце ноября полк, где служил наш земляк, был отведен на пополнение. Получив новые пушки, автомобили, тракторы, тягачи, 3 декабря он прибыл в район Волоколамска. Темными вьюжными ночами войска подтягивались к передовой. Все понимали - предстоят большие бои. Пятков был несказанно удивлен, когда на складе для полка ему выдали невиданное доселе количество боекомплектов - 25, потом еще добавили 50.
6 декабря 1941 года в 6.00 из всех орудий начались такие залпы, что земля задрожала. И опять полк поддерживал дивизию А. П. Белобородова. День за днем - освобожден Волоколамск, освобожден город Истра, другие населенные пункты. И так по всем трем фронтам - Западному, Калининскому, Юго-Западному. Спесивые фрицы, не оглядываясь, покатились от нашей столицы.
P.S. В июле 1942 года гвардии старшина Пятков попал в 41-ю танковую бригаду 5-го танкового корпуса. Участвовал в Орловско-Курской битве, в боях под Смоленском, за Минск, воевал в Прибалтике. После ранения долго лечился в госпитале.
Анна ПОПОВА.Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
Экипаж танка ИС-3.
2-й слева старшина Василий Архипович ПЯТКОВ, командир экипажа
Фото из личных архивов