Смолянам рассказали о традициях и мифах празднования Масленицы
Продолжается Масленица. В старину ее праздновали не только блинными застольями, но и катанием с гор. Существовало и большое количество обрядовых песен, которые исполнялись именно в эту неделю. Артисты ансамбля «Праздник» дома культуры микрорайона «Гнездово» отобрали и спели самые аутентичные, а также провели «жестяной эксперимент». С каждым вылитым черпачком на дне корыта нарастает ледяная корка.
«Это позволяло сберечь само корыто, с другой стороны, за счет этого корыто ехало гораздо веселее».
В старые времена возки были не в каждом доме, потому катались на ледянках, морзянках и драндулях. Археологи Владислав Волков и Алёна Саладухина проверят еще один традиционный способ веселья – езду на корыте. Когда-то к Масленице горку готовили всей деревней. Владиславу и Алёне пришлось довольствоваться имеющимся склоном. Но скорость обледеневшее корыто развивает действительно хорошую.
Владислав Волков, участник ансамбля «Праздник» Дома культуры микрорайона «Гнёздово»: «Одно из самых распространенных, отчасти мифологизированных, но реально зафиксированных у этнографов, это поверье, что, чем больше на масленичную неделю каждый житель деревни скатится с горы, тем урожайней будет год».
Оба археолога – артисты ансамбля «Праздник». У всех четверых научный подход к традициям. Они исполняют обрядовые и лирические песни, наигрыши, показывают игры, записанные экспедициями консерваторий и училищ на Смоленщине. Отголосок традиции кататься с гор на Масленицу звучит и в смоленской песне.
«Наша горушка, будь катлива, будь катлива, люли, будь катлива».
Кроме катания с гор и хождения в гости, в Смоленской губернии на Масленицу было принято чтить молодоженов – тех, кто венчался менее года назад.
Алена Саладухина, участница ансамбля «Праздник» Дома культуры микрорайона «Гнёздово»: «Им обязательно нужно было скатиться с горки, прокатиться на санях, и, соответственно, холостых и незамужних могли и поддразнить, и покорить, и песню-дразнилку им спеть. И вот одна из традиций, которая точно была на Смоленщине, холостому парню могли повесить колодку за то, что он холостой».
«Любота моя», «котошенька», «окаячка», «полизуха» - такими необычными словами на Смоленщине называли не возлюбленного, а Масленицу. Песня, в которой они перечисляются, хорошо известна в каждом уголке нашего края. Однако в каждом уезде немного отличался текст и даже ритм, подметили фольклористы.
Елена Чуракова, участница ансамбля «Праздник» Дома культуры микрорайона «Гнёздово»: «Тут именно нестандартность ситуации в том, что напев такой же, архаичный, обрядовый, очень яркий такой напев, а вот ритмически он мог изменяться именно в сторону замедления или ускорения, в сторону удлинения или сокращения каких-то нот».
Артисты ансамбля «Праздник» отмечают, что традиции празднования Масленицы обрастают всё большим числом мифов. В то время как, например, лазанье по столбу – придумка советской поры. И даже чучело в конце мясопустной недели сжигали не в каждой губернии.
