Фронтовой корреспондент Натан Непомнящий: я был свидетелем военных преступлений фашистов
В 70-80 годы газета «Черноморская здравница» была главным печатным органом Сочи. Изданием считалась задиристым, после многих статей меры принимались очень оперативно. Чаще всего острые темы журналистам подсказывали читатели, многие из них со своими жалобами приходили в редакцию. Для встреч с такими людьми в «Черноморской здравнице» была открыта Общественная приемная. Ее возглавлял уже вышедший на пенсию Натан Непомнящий. Человек очень доброжелательный, любого раздраженного читателя умел успокоить, с любым поговорить по душам, предложив, прежде всего, чашку чая. Ну и помочь чем мог старался, разумеется.
- -Профессия журналиста всегда связана с защитой простых людей. Помогать надо всем, кому серьезными мерами, а кому просто добрым словом. Но помогать всем, без исключения, — учил Натан Непомнящий начинающих репортеров.
Когда же подошел День Победы, нашего добродушного заведующего Общественной приемной я просто не узнал. По случаю праздника он надел новый костюм, на лацкане которого красовались Орден Отечественной войны и две медали «За боевые заслуги». Лихо щелкнул каблуками и представился: - -Старшина I статьи Черноморского флота. Фронтовой корреспондент газеты «На боевой вахте». Призван в июне 1941 года, отправлен в запас в конце 1947 года…
После этого мы часто стали по вечерам заглядывать в Общественную приемную, послушать фронтовые рассказы.
Оказалось, редакция флотской газеты «На боевой вахте» размещалась вначале в Севастополе, затем в Новороссийске, а потом и в Сочи, где ей отвели небольшую комнатку в здании судоремонтных мастерских Сочинского морского порта. Корреспондент Натан Непомнящий выезжал отсюда к местам ожесточенных сражений на морских берегах, привозил материал для репортажей. Своими глазами видел, как доблестно дрались парни в тельняшках и черных бушлатах, не раз сам участвовал в боях.
Делился и самым страшным из своих рассказов. В ноябре 1941 года был свидетелем настоящего военного преступления, когда фашистские самолеты потопили плавучий госпиталь «Армения». В свой последний путь этот теплоход вышел из Севастополя и направлялся в Туапсе. На борт взяли раненых бойцов, а также личный состав госпиталей Черноморского флота. Всего на «Армении» находилось около семи тысяч человек. В соответствии с международными конвенциями по судоходству, на палубе был нарисован огромный Красный крест.
В районе Гурзуфа в воздухе появились два немецких бомбардировщика-торпедоносца «Хейнкль-111». Их сопровождали десяток истребителей. Неторопливо огромные самолеты развернулись и нанесли по бортам теплохода удары торпедами. Пилоты истребителей открыли огонь из пулеметов, целились как раз по Красному кресту. Судно накренилось, развалилось на части и затонуло в течение нескольких минут. Истребители еще долго кружили над местом катастрофы, расстреливая пытавшихся спастись вплавь людей.
Корреспондент газеты «На боевой вахте» Натан Непомнящий находился в это время на пункте наблюдения, установленном на одной из вершин Крымских гор. Дежурившие здесь матросы видели, как плыли к берегу уцелевшие раненые бойцы, врачи и медсестры. Спустили за ними шлюпку. Но трагедия была огромной, из семи тысяч пассажиров «Армении» спаслось только 80 человек. - -В тот день я понял, до чего же хрупкой является человеческая жизнь. Налетела стая стервятников, знали, что бьют по санитарному судну, что совершают настоящее военное преступление, и все-таки били без жалости. Сколько людей тогда погибло! – расстраивался Натан Непомнящий.
После войны Натан Непомнящий перебрался в Сочи и стал работать в газете. Вначале в «Красном знамени», затем в «Черноморской здравнице». Вероятно, пережитые несчастья и сделали его настоящим защитником простых людей, наших читателей. Шутил иногда, дескать, флот выручит всегда! Таким он оставался до самых последних своих дней.
Последний рейс санитарного теплохода «Армения» в ноябре 1941 года.
Гайнан Бочкарев