Врио начальника управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Коми: «Дети думают, что их не поймают, но попадаются через несколько недель»
В Коми с начала 2025 года зафиксировали 25 наркопреступлений с участием несовершеннолетних. Большинство из них взялись за распространение запрещенных веществ, желая быстро заработать и будучи уверенными, что их не найдут. Средний возраст фигурантов – 17 лет. Врио начальника управления Станислав Голубев в интервью БНК рассказал, как уберечь подрастающее поколение от бед, связанных с веществами, и как организована работа полицейских по пресечению оборота наркотиков.
— Какие наркотические вещества наиболее распространены в Коми?
— С начала года в республике мы изъяли более 65 килограммов наркотиков, что эквивалентно примерно 120 тысячам разовых доз. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года изъяли около 20 килограммов. Львиная доля веществ — марихуана и гашиш. Синтетические наркотики составили 15 килограммов.
— Как наркотики попадают в регион?
— Сегодня наркопреступность в Коми имеет межрегиональный характер. В основном вещества привозят из крупных городов и областей России: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Нередко сбытчики приезжают на один-два часа или на день, делают так называемые «закладки» и уезжают, а затем организуют сбыт, используя маркетплейсы. Преступная схема работает по цепочке: вербовщики находят межрегиональных курьеров, те — курьеров помельче, затем — закладчиков и так далее.
— Подростки каким образом получают наркотики?
— В основном они находят их через интернет. Благодаря нашей деятельности в этом году заблокированы более 80 ресурсов, используемых для распространения и пропаганды запрещенных веществ. Злоумышленники постоянно меняют названия, находят новые способы обойти блокировки. Еще один метод связаться с поставщиком – это рекламные граффити.
— На каком этапе покупатели попадают в руки полиции?
— Полицейские задерживают подростков чаще всего в момент приобретения запрещенного вещества, но бывает, что к нам попадает молодежь уже под воздействием препаратов. Это влечет административную, а не уголовную ответственность: штраф или арест. Многих это не пугает, но они забывают, что после задержания в состоянии опьянения обязательно следует постановка на учет у нарколога и профилактическая работа. Впоследствии им будет крайне сложно трудоустроиться в силовые ведомства, медицинские или образовательные учреждения. Причем эти ограничения могут коснуться не только его самого, но и отразятся на его детях. Это серьезное пятно на всю жизнь.
— Как дети объясняют свое решение начать употреблять наркотики?
— Мы часто слышим фразы: «Хотел новых ощущений, эйфории», «В жизни надо попробовать все», «Не хотел быть белой вороной в компании», «Меня взяли на слабо». У кого-то это реакция на стрессовую ситуацию: развод родителей, ссора с подругой.
— Какие могут быть последствия даже после однократного употребления?
— Не стоит заблуждаться, что один раз — нестрашно, ничего не случится. Даже однократное употребление может привести к тяжелейшим последствиям или летальному исходу. Не нужно верить «отзывам» о хорошем качестве запрещенного вещества. Если одному человеку повезло и он не оказался в реанимации, другому может не повезти. У производителей одна цель — заработать. Они абсолютно не думают о здоровье потребителей.
— Как именно несовершеннолетних вовлекают в распространение наркотиков?
— Иногда предложения приходят в виде спама на телефон: «Если хочешь заработать…». Другой способ – реклама на фасадах зданий: переходишь по ссылке, где предлагают «работу». Некоторые узнают о такой «вакансии» от знакомых. Нередко «наниматели» требуют залог, которые нужно перечислить на специальный «дроповый» счет, или же предоставить данные паспорта. А затем поступает задание: найти закладку, откопать, расфасовать, отправить фото.
— Как ребенок оправдывает свои действия после задержания?
— В основном — жаждой легкой наживы, ведь предлагают баснословные, по их меркам, деньги. Он не хочет работать, не любит усердно учиться, но при этом желает быстро разбогатеть. Думает, что его не поймают. Но на практике большинство из них попадаются уже через несколько недель или месяцев, долго в этом «бизнесе» не задерживаются. В этом году двое школьников решили «трудоустроиться» именно так. Они изучили статистику в интернете и выяснили, что полиция задерживает закладчиков в среднем через месяц-полтора после начала их деятельности. «Мы решили, что две недели – месяц поработаем, и вы не успеете нас вычислить», — сказали они нам. Но их задержали уже на 14-й день.
— Как вы действуете для поимки наркопреступников?
— Для поимки причастных к незаконному обороту наркотиков мы проводим кропотливую оперативную работу: от мониторинга сети Интернет, просмотра записей с камер видеонаблюдения до исследования ДНК. Конечно, перед нами стоит серьезная задача — установить и пресечь деятельность организаторов интернет-магазинов. В текущем году сотрудниками управления были задержаны организаторы трех интернет-магазинов. Оперативникам удается задержать оптовых сбытчиков, которые распространяют наркотики сразу в нескольких регионах. Задерживаем и местных производителей. Например, в ноябре 2024 года мы изобличили одного «осторожного» изготовителя, который хорошо конспирировал свою деятельность, но благодаря слаженной работе оперативников мы вычислили местонахождение лаборатории и задержали его с поличным.
— Как родителям понять, что ребенок употребляет или является закладчиком?
— После потребления у ребенка может проявиться неадекватная агрессия, беспричинный смех или сильная подавленность. Если говорить о закладчиках, то здесь нужно обращать внимание на его финансовую обеспеченность. У него вдруг появляются крупные суммы, новые телефоны, дорогая одежда. Еще один тревожный признак – резкие и необъяснимые уходы из дома. Когда оператор присылает информацию о закладке, он всегда ограничивает время на выполнение задания. Также стоит насторожиться, если у ребенка появляются несколько телефонов, изолента, пакеты с застежкой-зиппером, маленькие весы.
— Что делать родителям, чтобы уберечь ребенка от вовлечения в наркобизнес?
— Во-первых, нужно знать, с кем он общается. Важно, чтобы у него было здоровое увлечение, хобби, чтобы он был занят делом. Необходимо как можно больше времени проводить вместе. Если есть возможность, стоит мягко контролировать, какие приложения он использует, с кем ведет переписку.
— Что полиция делает, чтобы дети реже вовлекались в наркопреступления?
— Мы проводим большую профилактическую работу с несовершеннолетними, направленную на пропаганду ценностей здорового образа жизни, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, организуем беседы со школьниками. Ежегодно проходит всероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью». В рамках конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе» дети создают баннеры, видеоролики и брошюры. Во всех субъектах России, в том числе и в Коми, состоялась акция «Время НЕзависимых».
В регионе работает новый электронный сервис — Telegram-бот «Нарко-стоп», где любой гражданин может анонимно сообщить о надписях и рисунках, содержащих пропаганду наркотиков, замеченных на стенах зданий и сооружений, о распространителях наркотиков, о местах размещения тайников-закладок с наркотическими средствами.
*** С начала 2025 года зафиксированы 25 наркопреступлений, совершенных лицами младше 18 лет. При этом самих задержанных несовершеннолетних – 10 человек. Все они – юноши. За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 22 таких преступления, которые совершили 12 подростков.
В большинстве случаев несовершеннолетних обвиняют в сбыте наркотиков: в 2025 году зафиксировано лишь два факта хранения веществ. Средний возраст несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых – 17 лет. Наркопреступления совершались в Сыктывкаре, Воркуте, Печоре, Ухте, Сосногорске, Усть-Вымском районе.
Несовершеннолетним за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, грозит до 10 лет лишения свободы.
Алексей Баталов