Поисковый отряд «Обелиск» Смоленской АЭС отмечает 25-летие
Четверть века в строю. Юбилей отмечает отряд «Обелиск». Поисковое движение концерна «Росэнергоатом» зародилось в Десногорске. Оно побывало уже почти во всех регионах России, где есть АЭС.
Первое поле памяти на Кургане Славы в Десногорске началось с «Обелиска», благодаря его труду появился Музей поискового движения, который стал настоящим достоянием города атомщиков и известен далеко за пределами региона. В его фондах – более 3000 экспонатов: личные вещи солдат и командиров Красной армии, амуниция и снаряжение, макеты огнестрельного оружия, обезвреженные боеприпасы, подлинные фотографии, документы и многое другое. По инициативе отряда к 65-летию Победы была создана передвижная выставка предметов войны, объехавшая все АЭС и финишировавшая в центральном аппарате концерна.
Первая Вахта памяти «Росэнергоатома» состоялась на Смоленской земле, дав старт объединению поисковиков. Сейчас поиск – неотъемлемая часть жизни многих работников российских АЭС. Год за годом, километр за километром они движутся к Великой Победе: собираются в регионе расположения одной из атомных станций, поднимают останки бойцов, устанавливают их имена, находят вещественные доказательства исторических моментов.
От вахты к вахте
Каждая выход на места былых сражений остается в памяти бойцов своими особенностями. К примеру, в 2011 году работали недалеко от Синявских высот – на территории Кировского района Ленинградской области, на берегу реки Назии. Работы там было непочатый край, порой металлоискатель не требовался, щуп ежеминутно натыкался то на металл, то на останки воинов, которые почти два года пытались любой ценой прорвать кольцо блокады.
В 2015 году вели поиск на северном фасе Курской дуги, где в 1943 году 307-я стрелковая дивизия боролась за станцию Поныри – важнейший железнодорожный узел. В первый день вахты обнаружили советского танкиста, а потом наступило долгое «затишье». И только к финалу наткнулись на траншею с останками шести солдат. На подъем каждого уходило по 4-5 часов: земля очень плотная, требовалась большая осторожность. «Обелиск» отказался от участия в официальных мероприятиях по закрытию вахты, работал до поздней ночи, чтобы как можно больше перелопатить земли и искать, искать, искать…
Поиск на Ростовской земле в 2019 году, где шли кровопролитные бои на Сталинградском направлении, запомнился сложными условиями степи, практически не сохранившимися боевыми позициями. Тем не менее, в Морозовском районе удалось поднять двух летчиков, еще пятеро бойцов – в Обливском. Там же нашли и один медальон. В нем оказался хорошо сохранившийся вкладыш, заполненный карандашом. Выяснилось, что погибший – уроженец Республики Алтай Антюшкин Наум. Об этой удивительной находке сразу сообщили алтайским коллегам. Буквально через два дня были найдены родственники красноармейца.
К сожалению, поисковики очень редко встречают медальоны с заполненным вкладышем. Каждый раз, когда удается прочитать данные о воине, остается особый след в душе и ощущение причастности к чуду.
Связующая нить
С длинным и волнительным продолжением была 7-я межрегиональная поисково-разведывательная экспедиция, прошедшая в Холм-Жирковском районе Смоленской области. Спустя год здесь появился подарок от атомщиков – памятный знак в виде пятиконечной звезды и мемориальную плиту установили на месте захоронения красноармейцев и расстрелянных фашистами мирных жителей, найденных поисковиками концерна.
«Вблизи села Нахимовского в ожесточенной схватке с фашистскими захватчиками осенью 1941 года погибла почти вся 248-я стрелковая дивизия. Погибла, но не дала гитлеровцам осуществить быстрый захват Холм-Жирковского, – рассказывает командир «Обелиска» с 2004-го по 2015-й годы Евгений Орешкин. – По приказу немецкого командования, на операцию отводилось 40 минут. Однако чрезмерной самонадеянности и амбициям врага противостоял героизм и отвага советских бойцов. Они продержались двое суток. Не сумев снять с позиций наших воинов, немцы начали бомбить. Выжившие после авиационной обработки красноармейцы пытались уйти в сторону Вязьмы. В той вахте обнаружили двух красноармейцев. Посчастливилось установить личность одного – тоже по медальону: Романчев Иван, 1914 года рождения. Как позже случайно выяснилось, второй – Байков Николай, сразу после выпускного в школе ушедший на фронт добровольцем. Оказалось, что они родственники – дядя и племянник. Оба из Звенигорода, воевали вместе и погибли вместе».
Бойцы спустя семь десятилетий вернулись на свою родину. Так благодаря Вахте памяти – 2013 на карте России появилось еще один город, где благодарны поисковикам-атомщикам.
В официальных источниках все это время Байков и Романчев считались без вести пропавшими. Отказывались верить в то, что нет больше на свете их родных, две женщины. Супруга Ивана Ефросинья до глубокой старости надеялась на встречу с любимым мужем. Испытав на себе весь ужас германского плена, потеряв там детей (трехлетний сын и новорожденная дочь умерли от болезней и голода), она осталась в одиночестве навсегда. Ожидание всю жизнь было ее единственным утешением.
Николая ждала мама Екатерина. Оплакивала мужа Федора и старшего сына Сергея, погибших на фронте. Места их захоронения были известны. А о младшеньком думала: вдруг ошиблись однополчане, которые рассказывали, как погиб? Глядишь, и постучится в дверь. Засмеется. Прищурит голубые глаза.
За исторической истиной – в архив
Полевые экспедиции – лишь верхушка айсберга деятельности поисковиков. Много времени занимает работа в военных архивах. Необходимо изучать карты Генерального штаба, дивизиональные и полковые журналы боевых донесений. Из этих источников становится более или менее ясна ситуация, что происходило на той или иной территории, насколько тяжелые были бои, какие потери были с обеих сторон. Без обращений к военным архивам Министерства обороны нельзя разобраться в запутанных обстоятельствах, складывавшихся в ходе сражений.
«Оказаться среди документов, которые еще недавно хранились под грифом «секретно», – большое достижение, – говорит командир «Обелиска» с 2015 по начало 2024-го Алексей Тимофеев. – К счастью, у поисковиков Росэнергоатома есть такая возможность. Каждый раз, когда изучаешь приказы о награждении, личные дела офицеров, картотеку потерь Великой Отечественной войны, документы штабов и управлений, сердце трепещет от соприкосновения с историей и трагедией человеческих судеб».
Очень результативной оказалась двухнедельная работа атомщиков в ноябре 2019 года – более 90 часов в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО). Отыскали недостающие сведения обстоятельствах гибели в июле 1941-го летчика самолета СБ-2, кадрового военного Бекетова Павла. Его подняли в 2016 году, а имя установили только спустя два года. В документах отыскали важную информацию, увидели героя на фото в учетно-послужной карточке.
Не давала покоя история истребителя ЛА-5, потерпевшего крушение в ходе Смоленской наступательной операции. Исследование затянулось, несмотря на то, что номер самолета давно прочитан. Ура, наконец-то все сошлось, совершенно точно пилот – Чернушевич Михаил! Оказывается, в акт списания боевой единицы закралась ошибка: вместо 0301 написали 0310.
«Пришлось изучить стопку документов полтора метра высотой. Если бы не раскрыли эту ошибку, так и не добились бы истины, – продолжает Алексей Тимофеев. – Человеческий фактор сыграл такую роль, но это и немудрено. Читая документы, мы понимали, что у того, кто их писал, эмоции зашкаливали, руки тряслись, потому что в тот день, 30 августа 1943 года, 263 ИАП потерял целое звено под командованием Чернушевича. В небе над железной дорогой «Спас-Деменск – Ельня» с 24-ю вражескими самолетами встретились 6 советских истребителей. Трое не вернулись с боевого задания».
Соединили два времени
Часто вахты сопровождаются съемками видеороликов. По-особому душевным получился «Колокол» в 2018 году. Вся команда болела за результат. Днем набирался рабочий материал, а ночью в палатке монтировался. Черновой вариант смотрели еще в поле, а разъехавшись, долго вносили изменения, старались усилить смысловую нагрузку. Неизменный режиссер-постановщик – командир отряда Волгодонска «Родник» Альфред Хлебин.
«События в видеоролике, развернувшиеся на территории Воронежской области, соединили два времени, – рассказывает нынешний командир «Обелиска» Олег Дормидонтов. – В прошлом сражаются за Родину, не щадя жизни, советские солдаты и офицеры. В настоящем – по их следам идут внуки, ценой титанических усилий вырывая у небытия имена героев, по-христиански, с почестями предавая земле. Получилось очень искренне через судьбу солдата передать смысл поиска, героизм красноармейцев, боль утрат, которые принесла с собой война с фашизмом».
Сквозь весь фильм «проходит» очень дорогой для «Обелиска» перстень, который ранее внучатая племянница одного из поднятых летчиков попросила сохранить Олега Дормидонтова. Это родовая реликвия, которую передавали из поколения в поколение по мужской линии, но война забрала у семьи последнего защитника.
«Каждую вахту перстень со мной, и помогает в поиске, – утверждает Олег Дормидонтов. – В нашем фильме его дарит девушка своему возлюбленному, призванному на фронт. Парень пропадает без вести, и только спустя много десятилетий его находят поисковики вместе с кольцом и медальоном».
Пропавших без вести, брошенных могил еще так много! Пока они есть, война продолжается для людей, которые всем сердцем чувствуют цену мира на земле. Солдаты, танкисты, летчики ради нас не вернулись из боя, ради нас их родные проплакали глаза, получая похоронки. Только помня и почитая прошлое, можно строить будущее.
Олег Дормидонтов, командир «Обелиска»
– Наш долг – помочь вернуться с поля боя тем, чья жизнь подытожена фразой «без вести пропавший», отнять у безызвестности их добрые имена, размытые временем, вернуть потерянную цепочку в чьих-то родословных, похоронить солдат с почестями.
Очень радует то, что на вахты периодически вместе со своими родителями приезжают школьники, студенты и работают наравне со взрослыми, хотя это физически тяжело. У них в душе что-то меняется, происходит полная перезагрузка. Слыша нас сердцем, такие ребята никогда не совершат поступков, за которые будет стыдно их отцам.
По всей стране
Пять лет назад объединение поисковых отрядов получило юридический статус и заняло достойную нишу в добровольческом сообществе поисковиков России. Организация выросла в поисковое общественное движение «Росэнергоатома» по увековечению памяти погибших при защите Отечества. План работы на год утверждает Министерство обороны РФ. У руководителей отрядов есть паспорта, дающие право вести деятельность по всей стране.
Информация предоставлена Управлением по вопросам коммуникаций Смоленской АЭС