Шесть исторических зданий Йошкар-Олы рушатся на глазах и требуют ремонта
В нашей республике находится 225 объектов культурного наследия регионального значения. Треть из них — в Йошкар-Оле. Но некоторые горожане даже не догадываются о том, что каждый день прикасаются к истории.
К сожалению, многие здания, признанные памятниками культуры и истории, находятся в плачевном состоянии. Связано это с тем, что капитальному ремонту таких объектов предшествует множество экспертиз и исследований, проведение которых занимает большое количество времени.
“Про Город” расскажет о нескольких зданиях, имеющих уникальную историю.
Волкова, 164
“Дом с башенкой”—именно так жители города окрестили здание по адресу Волкова, 164. Он был построен в 1953 году и является частью “театрального квартала” — района города, расположенного около Марийского национального театра драмы им. Шкетана.
Дом построен в форме буквы П и раскинулся на трех улицах: Пушкина, Волкова и Комсомольской. В нем в разное время жили видные деятели марийской культуры. Среди них заслуженные артисты МАССР Елена Григорьевна Сошникова, Константин Максимович Коршунов и Майя Тимофеевна Романова. Также до 2014 года здесь жила заслуженная артистка России, заслуженная артистка МАССР и народная артистка МАССР Нина Евсеевна Попова-Каракулова.
Несмотря на то, что здание является объектом культурного наследия и охраняется государством, состояние его с каждым годом становится все хуже. Балконы и крыша обтянуты сеткой, предотвращающей падение штукатурки на тротуар, знаменитая башенка полуразрушена, а от лепнины практически ничего не осталось.
Проведение капитального ремонта планировалось на 2043 год, но неоднократные жалобы жильцов на состояние фасада ускорили этот процесс. Этим летом было инициировано собрание с представителями управляющей компании и работы перенесли на 2025.
Горького, 25
Небольшой деревянный дом по улице Горького спрятан за густой листвой и остается практически незамеченным для прохожих. Мало кто знает, что это неприметное здание является объектом культурного наследия и имеет более чем столетнюю историю.
Дом был построен в начале XX века титулярным советником Евгением Петровичем Афонским, секретарем Царевококшайского Уездного Полицейского управления.
После революции здание национализировали и муниципализировали. В 1922 году там разместилась заготконтора, а в 1930-х строение передали горжилуправлению. С этого момента дом стал жилым.
Внешний облик дошел до нас практически без изменений. В 1968 году был проведен ремонт, но касался он в основном крыши - жестяную кровлю заменили на шиферную. На данный момент дом признан аварийным и расселен. В 2022 году здание хотели снести, но позже табличка, указывающая на это, исчезла.
Дом культуры Всероссийского общества слепых
Дом культуры Всероссийского общества слепых не относится к памятникам культуры и истории, но является образцом советской архитектуры 60-х годов. На фасаде до сих пор сохранилась уникальная металлическая вывеска.
С момента открытия в 1961 году здание практически не ремонтировалось. В 2012 году в актовом зале ДК произошел пожар.
Последние несколько лет здание пустует и еще сильнее разрушается. Об этом неоднократно писали жители города, требуя отремонтировать дом культуры. Однако информации о том, будет ли это реализовано, нет.
Дом купца Булыгина
Каменный особняк, расположенный прямо напротив Царевококшайского кремля, знаком каждому жителю города. Однако мало кто знает, кому он принадлежал и какие события происходили в его стенах.
Дом с мезонином и колоннами был построен в 1835-1836 годах купцом Михаилом Михайловичем Таланцевым. После смерти Таланцева в 1888 году его сыновья продали дом купцу Василию Федоровичу Булыгину. В начале прошлого века Булыгин передал особняк своей дочери Марии в качестве приданого.
До революции на втором этаже и в мезонине жили лесничие и судебные следователи. Там же располагались их камеры и конторы. На первом этаже были пивная и рейнский погреб.
После революции дом, как и все имущество Булыгиных, был национализирован. Там разместились военно-учетный отдел совета, уездный военный комиссариат, военно-революционный совет уезда. В ноябре 1918 года в здание переехал исполком уездного совета. В 1923 году там поместился отдел ОГПУ МВД, который позже вошел в состав НКВД.
Дом стал известен как “расстрельный”. По словам Николая Аракчеева, основателя Музея истории ГУЛАГа, в здании содержали и расстреливали заключенных, проводили допросы и пытки.
С 2010 по 2018 год в здании находился Музей истории ГУЛАГа. В 2017 году состояние дома было признано неудовлетворительным и частично аварийным. В 2018 году администрация Йошкар-Олы рекомендовала приостановить доступ на территорию дома Булыгина, произвести опись экспонатов, собранных сотрудниками музея, и предоставить помещения для их хранения. Также планировалось провести реставрационные работы, так как здание является объектом культурного наследия.
На данный момент особняк пустует, следов проведения ремонта или реставрации нет.
Пушкина, 6
Дом с мезонином был построен в 1894 году для монахинь Богородице-Сергиева женского монастыря при Царевококшайской Входо-Иерусалимской церкви.
В 1918 году здание было национализировано. В нем поселили советских служащих и беженцев. С октября по март 1922 года в доме проживал Николай Ежов. Его командировали в Йошкар-Олу, тогда называвшуюся Краснококшайском, для разрешения “Козьмодемьянского конфликта”. Напряженная ситуация в регионе была вызвана разногласиями между козьмодемьянскими и краснококшайскими партийными работниками.
В 1930-1940-х годах в доме жили актеры Марийского театра. Среди которых был Георгий Пушкин — народный артист Марийской АССР, заслуженный артист РСФСР, прослуживший в театре более 50 лет.
Дом все еще жилой, на данный момент в нем пять квартир. В 2019 году был проведен ремонт.
Волкова, 155
Двухэтажное здание, расположенное через дорогу от главного корпуса Волгатеха, почти не привлекает внимание случайных прохожих. Но если подойти ближе, можно увидеть небольшую мемориальную табличку “В этом доме 1942-1944 гг. жил академик Сергей Иванович Вавилов”.
Сергей Иванович был эвакуирован в Йошкар-Олу в годы Великой Отечественной войны вместе с Ленинградским государственным оптическим институтом.
Архитектура этого дома типична для городской застройки Йошкар-Олы 1940-х годов, но тем не менее здание включено в список объектов культурного наследия регионального значения. Дом все еще находится в эксплуатации, однако признан ветхим.