ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОСГВАРДИИ ОТКРЫЛ ПЕРЕДВИЖНУЮ ВЫСТАВКУ ОБ АРТИЛЛЕРИИ ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА
Ко Дню ракетных войск и артиллерии сотрудники Центрального музея Росгвардии подготовили передвижную выставку об истории и развитии артиллерии войск правопорядка, на которой продемонстрировали посетителям уникальные экспонаты.
Вниманию гостей представлен редкий экспонат из фондов музея – Красное знамя артиллерийского полка 2-й мотострелковой дивизии войск НКВД образца 1941 года. С ним шли в бой артиллеристы войск правопорядка в годы Великой Отечественной войны. Также среди реликвий Боевое Красное Знамя отдельного артиллерийского Новгородского дивизиона МВД СССР, рабочие инструменты и материалы артиллеристов, которыми они пользовались при решении огневых задач и корректировке артиллерийского огня. Среди экспонатов выставки – специальные логарифмические линейки, артиллерийский круг АК-3, рабочая карта, буссоль БШ-1, хордоугломер, металлическая таблица-бланк для расчета поправок на отклонение стрельбы в связи с метеоусловиями.
На стенде, посвященном артиллерии Росгвардии, представлены макеты орудий, вымпелы современных артиллерийских частей ведомства, нагрудные знаки артиллеристов.
Отдельного внимания заслуживают квадрокоптер разведки целей и электронный прибор для производства расчетов – этими средствами пользуются нынешние артиллеристы Росгвардии для выполнения задач специальной военной операции.
Начальник Центрального музея Росгвардии полковник Сергей Мазур на открытии выставки отметил, что артиллеристы войск правопорядка внесли весомый вклад в победу над фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, а их потомки продолжают дело борьбы с нацистами сегодня при выполнении задач специальной военной операции. Задача сотрудников музея – сохранить память о подвигах воинов-артиллеристов ведомства и рассказать о них людям, прежде всего подрастающему поколению молодежи.
Справочно:
Отечественные войска правопорядка, созданные в 1811 году для несения гарнизонной и конвойной стражи, первоначально артиллерийских подразделений не имели. Однако весьма вероятно, что при отражении русскими гарнизонами различных нападений воины внутренней стражи могли участвовать в артиллерийских дуэлях. Так, например, обороняя Соловецкий монастырь в Белом море и город Колу в 1854 году от англо-французского флота, именно солдаты внутренней стражи сумели отыскать и быстро подготовить к бою старые и уже считавшиеся непригодными для стрельбы пушки.
На Соловках пушечным ядром они сумели поразить стоящий на рейде английский пароход «Миранда». А в Коле найденное в полосе прилива и очищенное от песка стародавнее орудие хоть и сделало один-единственный выстрел, но и его оказалось достаточно, чтобы зародить в англичанах-захватчиках сомнения в капитуляции бесстрашного русского гарнизона.
Метко стрелять из пушек могли только опытные, подготовленные прежней службой солдаты и офицеры. Вскоре у внутренней стражи появилась собственная артиллерия. Известно, что в середине XIX века на вооружении Нижегородского, Казанского, Симбирского, Вятского, Пермского, Самарского и Саратовского внутренних гарнизонных батальонов уже имелось по два «трёхфунтовых единорога» - гладкоствольных артиллерийских орудия.
В корпусе войск ВЧК (так именовались войска правопорядка в начале советской эпохи) в штате каждого батальона имелся один артиллерийский взвод, а всего в войсках ВЧК в 1919 г. имелось 33 орудия.
Развитие артиллерии сыграло важную роль в повышении боеспособности войск НКВД накануне и в ходе Великой Отечественной войны. Итог знаменитого боя сводного батальона 2-го полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск НКВД СССР (сегодня это Отдельная дивизия оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации) мог бы оказаться совсем иным, не будь у воинов-чекистов пусть и скромной, но всё-таки артиллерийской поддержки – двух 45-мм противотанковых орудий, одной 76-мм полковой пушки и взвода ротных миномётов.
Большинство гитлеровских танков в этом сражении, задержавшем движение немцев на Москву в октябре 1941 года почти на целые сутки, были подбиты и сожжены именно дзержинцами-артиллеристами.
Значимым стало участие артиллеристов войск НКВД в осуществлении окончательного прорыва фашистской блокады Ленинграда в январе 1944 года. По исследованиям кандидата исторических наук подполковника в отставке Виктора Баскакова, к началу этой развернувшейся на обширной территории стратегической операции в состав 239-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта, находившейся севернее Новгорода, входила сводная артиллерийская бригада внутренних войск под командованием начальника артиллерии войск НКВД полковника А.П. Лахова. Бригада включала 1-й артполк (командир — подполковник C.C. Богачевский) Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского и 2-й артполк (командир — подполковник П.С. Великанов) 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД СССР.
Умело действовали артиллеристы войск НКВД и в ходе Сталинградской битвы. В качестве усиления сражавшаяся там 10-я дивизия войск НКВД осенью 1942 года получила в своё распоряжение три полка «Катюш» по 20 боевых установок в каждом, а в штат соединения был введён начальник артиллерии со штабом. Так начартом (начальником артиллерии) чекистской дивизии стал майор П.Г. Цыганков.
Он первым предложил наносить удары «катюшами» по выявленным разведкой скоплениям вражеской пехоты и техники. По врагу, конечно, били и раньше, но лишь для того, чтобы отразить уже ведущееся нападение либо для проведения артподготовки перед контратакой своих войск. П.Г. Цыганков, в свою очередь, предлагал поражать врага загодя - ещё в местах его сосредоточения в тылу, тем самым вырывая из его рук боевую инициативу.
11 сентября 1942 года такой первый «превентивный» удар из гвардейских миномётов был нанесён по таящейся в тылах противника группировке врага в районе южной окраины Сталинграда. В связи с этим событием в летописи Великой Отечественной войны впервые было упомянуто имя ещё никому не известного, но участвовавшего в организации этого ошеломительного артналёта лейтенанта-артиллериста Алексея Прохоровича Волошина из 10-й дивизии войск НКВД.
Он стал человеком легендарной судьбы. Впоследствии А.П. Волошин продолжил службу в родном соединении, к тому времени уже переформированном и получившем в составе Красной Армии новое наименование – 181-я ордена Ленина Сталинградская стрелковая дивизия.
За участие в боях на Украине в 1943 году Алексей Прохорович Волошин был удостоен звания Героя Советского Союза. Пять раз за войну он был ранен. Он участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года, где горделиво нёс по Красной площади знамя Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, в которой тогда учился.
После окончания академии А.П. Волошин долгие годы служил в Вооружённых Силах СССР. Уволившись в запас в звании полковника, А.П. Волошин руководил Московским городским стрелково-спортивным клубом ДОСААФ. Возглавлял организацию ветеранов 10-й дивизии войск НКВД СССР.
13 февраля 2020 года ему исполнилось 100 лет, а 24 июня 2020 г. – в день проведения Военного парада на Красной площади в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Алексей Петрович Волошин ушёл из жизни. Словно выполнил последний солдатский долг и тем связал своей судьбой былое и сегодняшнее время.