Звучанием полётным – о земном: молодые солисты Санкт-Петербургской консерватории рассказали новгородцам, почему опера доступна каждому
Бытует мнение, что опера – слишком сложное, бесконечно далёкое искусство. Что это нечто возвышенное и непостижимое для умов «простых смертных». В первом тезисе, безусловно, есть доля правды: оперная музыка и в самом деле может быть сложна для восприятия. Однако ничего мистически недоступного для слушателя и зрителя в ней нет – это лишь вопрос достаточного погружения. Если человеку не чуждо ничто земное, у него уже есть необходимые для понимания «инструменты» – чувства. Именно так считают сами исполнители, о которых и пойдёт речь в нашем материале.
В Центре музыкальной культуры имени С. В. Рахманинова завершился творческий сезон. В честь закрытия состоялся концерт студентов Новгородского колледжа искусств (о нём мы писали ранее). А в этом материале мы бы хотели напомнить об одном из множества интересных концертов в стенах Центра культуры «Диалог» и рассказать о талантливейших молодых оперных певцах из Санкт-Петербургской консерватории. Весной в рамках XIII Фестиваля классической музыки имени С. В. Рахманинова шедевры классической вокальной музыки для новгородцев исполнили Анастасия Суркова, Сара Оганесян, Симеон Асеев, Егор Сотов, Андрей Стрельцов под аккомпанемент Кирилла Павлова.
«Кроме того, что эти певцы являются лауреатами международных конкурсов и серьёзных вокальных состязаний, они – солисты родного оперного театра в стенах Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова, где однажды с оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки и началась русская опера. Также этих молодых исполнителей регулярно приглашают на сцену легендарной Мариинки», – отметила Татьяна Берфорд, руководитель Центра музыкальной культуры имени С. В. Рахманинова.
«Самый главный», как в шутку отметила Татьяна Валерьевна, человек на концерте – концертмейстер – тоже музыкант весьма неординарный. Кирилл Павлов, хотя и теоретик музыки по образованию – также лауреат многих состязаний и обладатель специальных призов от оперного режиссёра Андрея Кончаловского и Народной артистки России и Республики Абхазия Хиблы Герзмавы на Московском конкурсе вокалистов и концертмейстеров.
В программу концерта вошли очень разнохарактерные и, что важно, довольно известные произведения: многие из них на слуху даже у людей, далёких от классической музыки. Как, например, «Хабанера», или L’amour est un oiseau rebelle из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Или арию Ленского «Куда вы удалились», – как, впрочем, и другие арии, и дуэты из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Другие же партии, возможно, незнакомы большинству слушателей, но тоже обязательно находят эмоциональный отклик. Потому что поётся о жизненных, обыденных ситуациях, чувствах и переживаниях. Порой же – и вовсе о низменных вещах. Как в легкомысленной, даже фривольной песенке Томского из «Пиковой дамы» Чайковского. Вот вам и «скучная» опера!
Синтез нескольких искусств
Почему же опера считается сложной для восприятия? Сложность на самом деле кроется даже не в специфичности вокала, а скорее в синтезе сразу нескольких видов искусства: вокальная и инструментальная музыка, хореография, театральное мастерство и, конечно, литература. По сути, это колоссальный труд, в первую очередь, для исполнителей.
Для слушателя же сложность в том, что для понимания оперного произведения необходимо погрузиться в контекст заранее, а на самом выступлении – использовать метатекстуальные материалы, или «вспомогательную» литературу: брошюры, либретто. Ведь актёров и их роли, как в любом другом спектакле, «закадровый голос» не объявит, но, в отличие от театрального спектакля, музыка значительно ограничивает область и свободу актёрского действия, а в переливах того же колоратурного сопрано далеко не всегда можно полноценно различить слова.
Что отдельно хочется подчеркнуть: на этом концерте побывало значительно больше молодёжи, чем обычно собирают в зале исполнители классической музыки. Однако, скажем прямо, для академической сцены Великого Новгорода подобные вокальные концерты – почти уникальное явление. Прекрасные молодые голоса и лица, и притом чистое высококлассное исполнение – редкость ещё большая. Так что дело, быть может, вовсе не в пресловутой сложности классики, а в её недостаточной популяризации? Рассуждениями на эту тему, а также личным опытом исполнителей и больших поклонников классической музыки с нами поделились приглашённые исполнители, артисты оперного театра Сара Оганесян и Егор Сотов.
Сара Оганесян в мире музыки с раннего детства: с трёх лет она занималась в музыкальной студии, начинала свой путь как пианистка. И хотя музыканты в семье были, Сара первая, кто связал с этим искусством именно профессиональный путь.
«Я точно не скажу, что у молодёжи нет интереса к классике. По моим наблюдениям, очень большое количество молодых людей сейчас ходят в оперные театры. Конечно, бытует несколько ошибочное мнение о том, что опера и классическая музыка вообще – это очень сложно, непонятно. Но это стереотип, который очень легко разбить, если всё-таки сходить на концерт или спектакль хотя бы раз. Потому что каждый поймёт и почувствует там что-то близкое для себя, запредельно сложного там ничего нет. Играет роль, конечно, качество исполнения», – отметила Сара Оганесян.
В оперу «с нуля»
У второго нашего собеседника, Егора Сотова, музыкальная жизнь началась гораздо позже. И при этом уникально, если не сказать анекдотично: он жил в деревне, музыкой в детстве не занимался и просто любил петь в бане. Однажды, когда Егор уже учился в старших классах школы, друг его родителей обратил на «певца» внимание и, будучи отцом музыкантов, порекомендовал сходить на прослушивание. Так замечательный будущий баритон и узнал, что стать профессиональным оперным певцом даже без базы в виде многолетней музыкальной школы – вполне реально. Как и выучить за три месяца семилетний курс сольфеджио. Конечно, усилий потребуется кратно больше, чем сверстникам с музыкальным образованием. Но при наличии таланта и огромного желания этот талант развивать – всё возможно.
«Я отчасти соглашусь с Сарой: чтобы полюбить и понять оперу, нужно просто начать ходить на оперные спектакли, слушать, вникать и искать, тогда рано или поздно обязательно найдётся что-то «своё». А иначе интересу неоткуда будет появиться. Но я всё же не считаю оперу простой для восприятия и понимания: мне кажется, преданность ей может появиться только спустя определённое время. Ну, не с первого спектакля однозначно. Да, это определённо не так сложно, как многие себе представляют, но и не просто. В опере всегда представляется очень много материала для осмысления и работает одновременно несколько каналов восприятия», – аргументировал своё мнение Егор Сотов.
Оба певца также уверены, что замечательно на популяризации классики сказывается её повсеместное звучание, например, в кино, в том числе – в популярных комедиях. Некоторые считают это едва ли не кощунством, однако по мнению молодых вокалистов это наоборот делает классическую музыку ближе. Если уж на то пошло, не условный юмористический сериал «портит» великие произведения, а шедевры классики, напротив, облагораживают медиапродукт. И ненавязчиво, абсолютно не клишировано и вместе с тем уверенно приобщают зрителя к искусству. Как сказал Егор Сотов: «Если бы классика не звучала в фильмах, я бы не запел!»
«Такие вкрапления классики в обыденность, в якобы «несерьёзные» произведения или форматы очень помогают показать, что это красиво, доступно не какому-то ограниченному, элитному кругу лиц, а абсолютно каждому. Что классика и опера, в частности, – это не что-то строгое, чопорное. Многие вообще не знают, что существует множество очень смешных классических произведений. Так что очень советуем всем слушать классику, а не стереотипы, ходить на концерты и раскрывать для себя искусство оперы. Она действительно намного ближе, чем кажется», – заключила Сара Оганесян.
Фото автора