Шелковый платок- путеводитель появился по Тверской области
В России появился платок-путеводитель, благодаря которому можно отправиться в историческую экскурсию по территории современной Тверской области.
Шелковый платок «Конаковский уезд», рассказывающий своему обладателю о выдающихся людях, их мастерстве, а также легендах и местных традициях разработал журналист, коллекционер, автор просветительского проектов «Маленькие истории» Андрей Кирпичников, совместно с дизайнерами из премиального бренда одежды Radical Chic.
«Шелковый платок, выполненный из высококачественных материалов станет не только частью модного образа современной женщины, но и расскажет своей обладательнице историю жизни нескольких поколений людей, проживающих на территории современной Тверской области. Он изготовлен ограниченным тиражом, планируется, что в продажу он не поступит и со временем станет коллекционной редкостью», - отметил автор проекта Андрей Кирпичников.
На картах не значится
Административно-территориальной единицы, как «Конаковский уезд» вы не найдете ни на старинной, ни на современной карте Тверской области. Значительная часть нынешней территории Конаковского района до 1930-х годов входила в состав Корчевского уезда, центром которого был город Корчева, затопленный в 1937 году во время создания Иваньковского водохранилища.
После затопления, на месте нескольких уездных сёл – Шагарово, Александрово и Кузнецово – возник город Конаково, названный так в честь революционера Порфирия Конакова. Однако, топоним Корчева до сих пор широко популярен у местного населения.
От фарфора до Наполеона
Конаковский район всегда был богат на яркие события, героев и достопримечательности. Все это вы найдете на шелковом экскурсоводе в историю «Конаковского уезда».
В центре платка расположилась тарелка «Жница» - часть знаменитой серии из шести глазированных живописных тарелок работы известной советской художницы-керамиста Софьи Прессман, выпускницы Ленинградского Высшего художественно-технического института, начинавшей свой творческий путь именно на Конаковском фаянсовом заводе.
Здесь один из наиболее узнаваемых символов города и его некогда знаменитого на весь мир Конаковского фаянсового завода имени М.И.Калинина (ЗиК – бывшая Тверская фабрика “Товарищества фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С.Кузнецова”).
«В Корчеве было предостаточно высококачественной глины, что позволило богемскому аптекарю Фридриху Бриннеру основать здесь в 1810 году фарфоровое производство, которое в том же году перешло в руки лифляндского провизора Андрея Яковлевича Ауэрбаха. Под его руководством завод расцвел, а в 1833 году даже получил право ставить гербовую печать на свои изделия»,- рассказывает Кирпичников.
Беседа русского офицера с самим Наполеоном также служит украшением необычного платка.
В 1812 году в пылающей Москве отставной гвардии капитан Измайловского полка Иван Алексеевич Яковлев – брат обер-прокурора и бывшего посланника при Вестфальском короле (младшем брате Наполеона) Льва Яковлева, оказался в трудном положении и встретился с Наполеоном.
Французский император разрешил Яковлеву с супругой и челядью покинуть пылающую Москву в обмен на обещание доставить его письмо к российскому императору Александру I.
«Выполняя обещание, Яковлев отвез младенца-Герцена с матерью в имение своего брата – в село Новоселье Корчевского уезда, где жил дядя юного Герцена – Петр Алексеевич Яковлев»,- объясняет Кирпичников.
Тверская крестьянка покорила француза
Еще один необычный сюжет изображен на платке – на нем молодой французский врач Никола Далли беседует с крестьянкой.
Дело в том, что гигиенист, основоположник и страстный пропагандист оздоровительной гимнастики, во время похода в Россию в составе войск Наполеона попал в плен и провел в нашей стране два года. Времени в плену он даром не терял, делал зарисовки – даром что художественного таланта у него было хоть отбавляй. Вернувшись во Францию в 1817 году, продолжал заниматься медициной, но позже переехал в Бельгию, где работал уже преподавателем общей грамматики и, вероятно, принимал участие в миссионерских поездках по разным странам мира.
«В 1840-х годах опубликовал свою первую работ о костюмах и обычаях людей со всего мира, в которую вошла и тверская крестьянка», - объясняет основатель проекта.
Крымская война и сургучная печать
Платок украшает строй бравых солдат, которые были призваны на Крымскую войну 1853-1856 год. Но армия собиралась медленно, и солдаты уезда так и не приняли в ней участие, а война была проиграна.
Еще один экспонат украшает платок – сургучная печать.
Добраться из Корчева до столиц было делом нелегким и в уезде процветало почтовое сообщение.
«Поскольку первые почтовые марки появились лишь в 1876 году, письма скрепляли сургучными печатями. Несколько таких конвертов от писем с сургучными печатями Корчевской почтовой экспедиции и Корчевского земского суда есть и в нашей коллекции. Конверты 200-летней давности – не такая уж редкость, а вот сохранившиеся сургучные печати – совсем другое дело. Поэтому они и попали на наш платок»,- поясняет Кирпичников.
Молочная школа
Модницы могут увидеть, что на всем шелковом полотне расположены рисунки кусочков сыра – это не случайно.
Именно здесь, на Тверской земле, близ деревни Городня в 1871 году Николай Верещагин – брат знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина – основал свою знаменитую Молочную школу, а вместе с ней наладил и первое производство российского сыра. Так и получается, что Тверская область – родина российского сыроварения.
«Пошехонский», «Костромской», «Российский» и другие, с детства знакомые нам виды отечественного сыра, были разработаны именно здесь Николаем Верещагиным, потратившим на это дело все свои капиталы.
«Верещагин стремился улучшить жизнь простого народа. Тверская губерния – северная земля, хлеб здесь растет неважно, то есть крестьяне, думал Верещагин, будут заинтересованы, если им предложить производить что-то ещё, что поможет не только выжить, но и заработать денег»,- отмечает основатель проекта «Конаковский уезд».
К слову, известное нам масло «Вологодское» – тоже творение Верещагина и его Молочной школы. Правда, до революции оно называлось «Парижское». А в самом Конаково в память о Н.В.Верещагине и его вкладе в производство сыра ежегодно проходит Фестиваль Сыра.
Герб и автограф князя
Также платок вас познакомит с одним из именитых родов уезда. Вы увидите княжеский герб Гагариных.
Основатель имения – князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1883), известный художник, этнограф и путешественник, был вице-президентом Российской академии художеств, участником Турецкой войны, создателем уникальных зарисовок костюмов, видов, архитектурных сооружений и древних орнаментов Византии и Закавказья, собственноручно проектировал и даже расписывал храмы в России, Грузии и других регионах Закавказья, а также в селе Никольское Корчевского уезда.
Автограф князя на французском языке “Prince G.Gagarine” также расположен на платке. Его старший сын Григорий Григорьевич был страстным коллекционером почтовых марок и вел переписку с известным английским собирателем марок Стенли Джонсоном, чьи каталоги почтовых марок мира были весьма популярны в 1930-1940 годах.
Наши художники привели это письмо на французском языке в нижней части платка.
«Из всего обширного семейства для нашего платка мы выбрали одного из младших сыновей Гагарина-старшего – Андрея Гагарина. Он был выдающимся изобретателем, инженером, первым директором Петербургского политехнического института. А еще, как гласит семейная легенда, возможным изобретателем первого в мире лазерного оружия, чертежи которого, по воспоминанием его дочери Софии, он сжег в 1918 или 1919 году в своем псковском имении, чтобы оно не попало в руки большевиков и не стало причиной новой разрушительной войны»,- рассказывает Кирпичников.
Именно Андрей Гагарин стал прообразом инженера Гарина – изобретателя “гиперболоида” в знаменитом романе советского писателя Алексея Толстого, хорошо знавшего эту семейную историю.
Мистика, револьвер и археолог
Есть на платке- путеводителе и мистическая история. Одной из самых загадочных историй Корчевского уезда стало происшествие, случившееся 15 августа 1909 года в деревне Плоски что на берегу Волги, неподалеку от гагаринской усадьбы Карачарово.
Юлия Гендуне – первая российская женщина-археолог, выпускница Петербургского археологического института, неутомимый исследователь и автор многочисленных монографий о раскопках древних курганов и городищ, при жизни выхлопотала себе место на кладбище погоста села Никольское-Сучки (именно там был похоронен князь Григорий Гагарин).
В свободные от раскопок дни Гендуне выстроила там склеп в виде пирамиды, заказала могильную плиту и даже заготовила еловые ветки для погребальной церемонии.
15 августа 1909 года она застрелилась из своего револьвера. Рядом с её телом обнаружили записку, где рукой Гендуне была написана одна-единственная фраза: «Любопытство – один из смертных пороков».
Икона из прошлого
Нашу экскурсию по историческим достопримечательностям бывшего Корчевского уезда завершает Храм Тихвинской иконы Божьей матери, который вы увидите на платке вместе с иконой Божьей Матери.
Небольшой старообрядческий храм в древне-русском стиле на берегу реки Донховки был построен в 1907-1915 году на деньги Матвея Сидоровича Кузнецова прямо напротив его фарфорового завода. Храм проектировал ведущий российский архитектор старообрядческого храмостроения Илья Евграфович Бондаренко.
Неподалеку располагался и православный храм Александра Невского.
Главной достопримечательностью старообрядческого храма стал уникальный фаянсовый иконостас, выполненный на Кузнецовской фабрике и ставший победителем на Парижской выставке 1900 года. Список с Тихвинской иконы Божией Матери некогда украшал одноименный храм.
В 1936 году храм Александра Невского был закрыт, а старообрядческий Храм Тихвинской иконы решили разобрать. Часть икон, включая представленную в нашей коллекции, верующие перенесли на хранения в закрытый православный храм. Разобрать Тихвинский храм не удалось – сказывалась качественная кладка, и тогда его попросту взорвали – вместе с уникальным иконостасом.
В 1961 году настал черед храма Александра Невского – его оцепили и стали разбирать, позже из его бревен строили дома и магазины.
Некоторые из икон, включая Тихвинскую икону Божьей матери, выбросили на улицу в грязь. Дружинники бдительно следили, чтобы собравшиеся граждане их не подбирали. Но один из присутствовавших школьников умудрился поднять икону и отнести ее домой. Позже она попала в нашу коллекцию.
Разглядывать и изучать платок можно долго, ведь каждая делать на нем выверена и несет для обладателя бесценный дар- историческую память.