Самодостаточный. Максиму Сушинскому – 50 лет
Рубеж веков должен был стать временем Сушинского – он вошел в самую свою хоккейную пору, все хорошо складывалось и в клубе – «Авангард» уже был почти готов к рывку, и в сборной, где он стал лидером, да и за океаном одним из лучших российских форвардов уже интересовались предметно, Весна-2000 определенно выводила Максима на новую высоту, она и вывела, но несколько кривовато, потому что случился питерский позор, начало которому положил проведенный под фанфары стартовый матч сборной. Убедительно победный, но с нюансом, которому суждено было сыграть свою родь в цепочке недоразумений, приведших к краху.
Сушинский забросил первую шайбу в ворота сборной Франции в первой же своей смене, в следующей – вторую, а в начале второго периода партнеры по звену, два Александра, Харитонов и Прокопьев помогли Максиму сделать хет-трик. Вопрос с лучшим игроком матча был решен, но к вящему нашему удивлению приз вручили автору дубля Павлу Буре. Что было по мысли хоккейного начальства эффектнее и значимее, особенно в присутствии нового руководства страны и значительной части политической элиты. Нужно было подчеркнуть, что это усилиями российских хоккейных боссов мы получили без пяти минут триумфаторов первого для России домашнего чемпионата мира. Подчеркнули.
Сушинский, естественно, ухом не повел, это мы за него обиделись – в конце концов, и первая шайба чемпионата, и хет-трик – события не рядовые, к тому же случившиеся в родном для Максима городе, но «местного» слегка отодвинули, дав внятный сигнал, на что и на кого делается ставка. Мелочь вроде бы, но она укладывалась в общий фон с заранее повешенными на грудь героев золотыми медалями. Это был тренд, на котором стояла печать отменнейшей глупости – и дальше по ходу турнира выбирать лучших было уже не из кого, после четвертого подряд поражения суперсборная России удостоилась звания «дыр-тим», признанный чуть позже лучшим хоккеистом сезона Максим Сушинский так и остался «отодвинутым», а изречение Николая Озерова «такой хоккей нам не нужен» прозвучало для страны на новый лад.
Максим Сушинский уехал в «Миннесоту», где его ждали, но совсем не были готовы принять нападающего таким, какой он есть. Он был ершистый, верткий, «подворотный» и забивной, но с тонким игровым чутьем – голевых передач всегда было больше, чем голов, а тонкость Жаком Лемэром не приветствовалась. Сушинского никто из «Миннесоты» не гнал, его просто упрощали, как могли, и после трех десятков матчей строптивец самостоятельно решил все вопросы по цивилизованному расставанию. Это был прецедент – еще никто из наших посреди сезона и по своей воле клуб НХЛ не покидал.
Вернулся в Омск вовремя – «Авангард» шел к финалу, Сушинский был готов грызть лед, в первых матчах финальной серии с «Магниткой» был неудержим, и тут травма, и «Авангард» споткнулся. Три «облома» от весны-2000 до весны-2001, когда все вроде было рядом – но Сушинский не сбавил, а вышел из разнообразных передряг еще сильнее и неуемнее.
И ему воздалось – и в 2002-м в окопной стойкости сборной Бориса Михайлова (вторая шайба Максима в финале со словаками на миг дала надежду на золото, но и серебро после долгой засухи было уже вожделенным), и в «Авангарде» весной 2004-го, когда его, уже практически уволенного, вернул в состав Валерий Белоусов, чтобы взять долгожданное для клуба золото. Из «Авангарда» в «Динамо» Сушинский уйдет ради Олимпиады-2006 (по словам Максима, это было условием Владимира Крикунова), и в Турине сыграет в звене с Малкиным и Харитоновым, и медали будут близко, но в итоге окажутся «деревянными». Два Кубка европейских чемпионов, завоеванных в родном Питере под занавес эпопеи с «Авангардом», и в середине короткого романа с «Динамо» останутся как память о веселых временах.
Пройдет еще два года, и он, наконец, возьмет свое чемпионство в сборной России. На легендарном чемпионате мира в Квебеке он сыграет с звене Константина Горовикова с Сергеем Мозякиным, на один матч выведет команду в отсутствии травмированного Алексея Морозова в качестве капитана – это будет заключительная игра квалификационного этапа со швейцарцами, В ней, а также в полуфинале против сборной Финляндии Сушинский поразит пустые ворота сопернгиков, и счет его голам за сборную пойдет на шестой десяток. В эпическом финале с Канадой Сергея Мозякина заменит Данис Зарипов, главными героями окажутся не они, но это золото для Максима Сушинского останется самым дорогим. Любопытно, что именно Мозякин, а позже и Зарипов обойдут СУ-33 в пролонгированной снайперской гонке – но это случится уже намного позже. На сегодня место Максима Сушинского в первой десятке выдающихся снайперов отечественных чемпионатов – незыблемо.
Перечисление звеньев, в которых играл Максим Сушинский, займет слишком много места. Понятно, что для «Авангарда» легендарным останется состав Сушинский – Прокопьев – Затонский. за сборную вместе они сыграли в «серебряном» Гетеборге-2002. Карьера в сборной завершалась для Максима тоже «серебряным» Кельном-2010, где он начинал с Мозякиным и Анисимовым, а завершал с Федоровым и Овечкиным, а самой последней игрой стал полуфинал с хозяевами – тот, который для сборной России спас Павел Дацюк. Кстати, с Дацюком в одном звене Сушинский тоже на лед выходил, и вообще легче назвать звезду, с которой он в одном звене не играл
Интересно, что за исключением чемпионата мира-99 в Норвегии Максим Сушинский участвовал только в турнирах, проводившихся в четные годы. Неудачные пришлись на середину нулевых, но тут никакой закономерности нет. К началу десятых он, кажется, познал в хоккее все, пережил такие взлеты и падения, которые мало кому удавалось пережить, ярко прожил даже не две, а три эпохи, выходя из тени вместе с российским хоккеем.
В тени выпускник хоккейной школы СКА (до этого были «Беспокойные сердца» – это не аниме, а детская команда с Петроградки) был в самом начале карьеры, а родная команда и вовсе в самой глубокой тени за неимением средств и интереса как городского начальства, так и болельщиков. В чемпионате СССР за еще ленинградский СКА юный Сушинский провел три матча, на следующий сезон уже стал игроком основы, но чем-то особенным не выделялся. Позже он скажет, что каким-то суперталантом он действительно не обладал, но когда привито игровое мышление, и есть дар оказаться в нужном месте в нужное время, то при надлежащем труде и шлифовке постепенно это обязательно проявится. По-настоящему Максим раскрылся, конечно, вол второй половине 90-х в «Авангарде», который на девять лет стал его домом и судьбой.
В Питер он вернулся после динамовской «командировки». И успел в нем стать если не лицом КХЛ, то одной из самых знаковых фигур лиги. И в Матчах звезд он участвовал не за былые заслуги, не за то, что он почетный ветеран, а за то, что играл самозабвенно и никогда не отбывал номер. Что, однако, не помешало тогдашнему руководству расстаться с капитаном команды без объяснения причин. Еще один подобный опыт придется пережить спустя десять лет, когда дотошного и авторитетного президента «Авангарда» Максима Юрьевича Сушинского по сути отстранят от должности, которой он, собственно, не добивался, и на которой провел не так много времени.
Ему своего автобизнеса, которым он начал заниматься еще будучи действующим игроком, хватало и хватает. Пожалуй, среди бывших хоккеистов другого примера столь успешного овладения совершенно новым родом деятельности, я так сразу и не припомню. Но подробный рассказ про Сушинского-бизнесмена, владельца автосалона «Авангард» лучше оставить «Форбсу» и тем специалистам, которые лучше разбираются в бизнесе. А то, что сам Максим Юрьевич в нем разбирается, сомневаться не приходится – достаточно ознакомиться с его интервью, подробными и содержательными.
Но прежде всего все разговоры, естественно, о хоккее – с массой занимательных деталей и историй, оценками и лояльными, и нелицеприятными, что выдает непростой характер и независимый нрав. И явственно чувствуется, что себя из современного хоккейного процесса Максим Сушинский не исключал никогда (президентство в «Авангарде» – особая история). Причем это касается не только комментариев по тому или иному поводу (как правило не банальных, а с глубоким знанием предмета), но и непосредственно игровой хоккейной практики.
Сломать четыре ребра в матче хоккейной медиалиги за команду «Чисто Питер» – это сильно. Чтобы быть готовым к подобным приключениям, надо очень сильно любить хоккей. Может, даже больше, чем бизнес.
Досье
Максим Юрьевич Сушинский
Родился 1 июля 1974 года в Ленинграде
Карьера игрока: 1990-96, 2006-11 – СКА, 1996-00, 2001-05 – «Авангард», 2000 – «Миннесота», 2005/2006 – «Динамо» Москва, 2011 – «Салават Юлаев» , «Торос», 2012 – «Металлург» Магнитогорск, 2013 – «Фрибур-Готтерон» (Швейцария)
Достижения: чемпион мира 2008, серебряный призер 2002, 2010. Чемпион России 2004, серебряный призер 2001. Обладатель Кубка европейских чемпионов 2005, 2006. Лучший игрок чемпионатов России 2000, 2002, 2004. Лучший бомбардир и ассистент 2002, 2005, лучший ассистент 2004
Карьера функционера: 2018-20 – президент «Авангарда».