Дом на «курьих ногах», а также дом из пластмассы посреди спального района в Питере
Добрый день, дорогие читатели!
Мне всегда нравилась архитектура, как пример динамично развивающейся по своим законам системы. Как и в любом виде искусства в архитектуре встречаются свои курьезы и странности.
В Санкт-Петербурге, мой хороший друг рассказал мне про несколько интересных жилых комплексов, которые достойны восхищения, но почему-то обделены вниманием туристов!
Дома на «курьих ножках»
Четыре 22-х этажных жилых здания (Новосмоленская набережная 2), построенные в начале 80-х годов ХХ века, на Васильевском острове символизировали развитие архитектурных идей в Советском Союзе.
Дома стоят на сваях, без фундамента, с расстояния в пару километров в солнечный день возникает иллюзия, что они реально парят в воздухе. Сваи по эксплуатационным характеристикам и срокам службы не уступают ленточным фундаментам.
Их используют в грунтах, где уровень влаги превышает допустимые значения, например, в тундре, в районах Крайнего Севера, поймах рек, низинах недалеко от морей и т.п. На Васильевском острове, вполне возможно, грунтовые воды подходят близко к поверхности, так что допускаю: строительство на сваях имело рациональную основу.
Народ окрестил сооружения «избушками на куриных ножках». В некоторых мегаполисах (Москве, Самаре и Нижнем Новгороде) аналогичные строительные проекты периодически также воплощались в жизнь.
«Слеза социализма»
В 20-е годы прошлого века коммунистические идеи всерьез захватили головы архитекторов. На свет появлялись многочисленные талантливые экспериментальные проекты с элементами авангарда. В моде тогда был тренд: социализация личного пространства, а также расположение квартир на этажах по коридорной системе.
Дом на улице Рубинштейна 7 был назван почему-то «Слезой социализма». По аналогии с общежитиями: ванные комнаты, санузлы располагались в концах коридоров. Еще одна оригинальная особенность - отсутствие кухонь в квартирах. Завтракать, обедать полагалось в столовой на первом этаже. Идея домов-общежитий в моде была лет десять, построены были дома в Москве и других городах Советского Союза.
Одна из причин непопулярности авангардных идей в архитектуре – комфорт приносился в жертву форме. Например, крошечные балконы Рубинштейна 7 мало функциональны, но они соответствовали логике, диктуемой внешними формами. Общественное начало в человеке в быту было побеждено индивидуалистическими инстинктами. В народе здание иронично окрестили «Слезой социализма».
Поэтесса Ольга Бертгольц (1910-1975), жившая в этом доме около десяти лет, назвала его «крайне нелепым». Сарказм заключается еще и в том, что в первой половине 90-х годов начался процесс скупки, объединения и перестройки квартир. Никто не ожидал, что жилплощадь в «Слезе социализма» будет стоить невероятных денег, а в настоящее время стоимость квадратных метров здесь так вообще бьет все рекорды по Санкт-Петербургу.
Дом из пластмассы
В Советском Союзе хоть и не было частной жилой архитектуры (за исключением сельской местности конечно), но иногда, в качестве эксперимента Ленинградским зодчим давали возможность опробовать новые материалы в строительстве.
Так в 1961 году на Торжковской улице был возведён футуристичный двухэтажный жилой дом на одну семью. Что самое удивительное возвели его из пластмассы!
Пару лет он стоял прямо посреди обычного панельного района и буквально - светился по ночам. Местные жители конечно были в шоке от такого интересного соседства - как будто космический корабль спустился прямо в спальный район на окраине Санкт-Петербурга! Увы, его снесли в конце 1960-х.
«Дом-чемодан»
Гостиница «Карелия» по адресу ул. Маршала Тухачевского, 27/2 включено в книгу рекордов Гиннеса. Здесь находится трёхмерная композиция самых больших размеров, более 15,1 тыс. м2. Здание построено в период подготовки к Олимпиаде-80. В настоящее время гостиница носит официальный статус: арт-отеля.
По внешней форме действительно напоминает два саквояжа поставленные на торцы друг напротив друга. Шестнадцатиэтажный комплекс в Красногвардейском районе имеет более 200 номеров различного класса. Над проектом работали архитекторы М. Е. Русаков, Г. В. Костюрин. В здании есть ресторан на 620 мест (4 зала). В 1979 году эта гостиница считалась одной из лучших в Ленинграде. Долгое время её главной специализацией был прием иностранных делегаций и спортсменов.
«Дом-муравейник»
Дом оригинальной формы находится на Проспекте Науки 44 (1988). Корпус имеет ступенчатую конфигурацию, чтобы свести к минимуму шум улицы. В каждой квартире кухня и гостиная выходят окнами на проспект, окна спален смотрят во двор. Идея архитекторов Е. Гайковича и О. Ченцовой представляется продуктивной.
Главный вход находится на втором этаже, человек поднимается по лестнице в торце здания, проходит по галерее на уровень второго этажа. На первом ярусе располагаются магазины, что является обыденной картиной для мегаполиса в наши дни. Дом-муравейник – удачный пример того, как забота о комфорте жильцов на самом деле становится основополагающей в создании проекта.
Заключение
В Северной Пальмире десятки необычных зданий, мы с моим другом побывали только в некоторых из них. Архитектурная жизнь в Санкт-Петербурге всегда бурно развивалась, радует тот факт, что и в наши дни появляются оригинальные проекты. Не всем они нравятся, но без таких «экземпляров», как мне кажется, невозможно полноценное поступательное развитие.