А Моргунова услали в Севастополь. Как снимали «Сказку о потерянном времени»
В СССР было несколько очень талантливых киносказочников — Надежда Кошеверова стала сорежиссером на «Золушке» 1947 года, Александр Роу снял «Королевство кривых зеркал», «Морозко» и другие замечательные картины, Александр Птушко делал фильмы-сказки на протяжении почти сорока лет, начав с «Нового Гулливера» 1935 года. Иногда один и тот же материал попадал в поле зрения разных постановщиков — и тогда в их спор вмешивались те, кто руководил советским кино. Именно такая история случилось с волшебной «Сказкой о потерянном времени».
Была диверсантом, бежала из плена
Эту пьесу (с пометкой — «для кукольного театра») драматург Евгений Шварц написал ещё до войны, в 1940 году, а в 1960-е на неё обратила внимание начинающий режиссер Тамара Лисициан — человек с очень необычной судьбой. Она была из военного поколения, родилась в 1923-м, и когда Шварц сочинял свою сказку, Лисициан училась в театральных училищах — сначала в Тбилиси, а потом и в Москве. Но началась Великая Отечественная, и студентка-театралка по комсомольскому призыву пошла в разведчики-диверсанты. Воевала в тылу фашистов, попала в плен, смогла сбежать из концлагеря, вступила в партизанский отряд...
Но и после Победы мечта о театре и кино снова была отложена в долгий ящик — Лисициан вышла замуж за сына руководителя итальянской компартии и уехала с ним в Италию. Лишь после возвращения в СССР, в 1950-х, она поступила на режиссёрский факультет ГИТИСа, но вскоре перевелась во ВГИК, к известному режиссеру Григорию Козинцеву. Её направили на «Мосфильм», где поручили заниматься дубляжом иностранных лент и восстановлением хитов недавнего прошлого. Но она мечтала о собственном фильме — и начала разрабатывать сценарий на основе «Сказки о потерянном времени». У Лисициан почти получилось — она и раскадровку сделала, и актеров подобрала. Но в самый последний момент руководство «Мосфильма» решило не доверять этот фильм неопытному постановщику — и режиссером картины был назначен заслуженный Птушко. До детского кино Лисициан доберется только в 1970-е — она снимет две экранизации сказок Джанни Родари, «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино», — а потом окончательно вернется во взрослое кино.
Актеры достались по наследству
Птушко использовал почти все наработки предшественницы, в том числе и по актерскому составу. Лишь уже утвержденного на роль «постаревшего» Пети Зубова актера Бориса Новикова пришлось заменить из-за болезни — так в картине появился Олег Анофриев. Остальные взрослые актеры остались — школьников в старости сыграли также Людмила Шагалова, Рина Зелёная и Савелий Крамаров, а старых волшебников — Сергей Мартинсон, Георгий Вицин, Ирина Мурзаева и Валентина Телегина. Любопытно, что это один из самых насыщенных главными героями фильм — их всего шестнадцать, восемь из которых были детьми. Детей, кстати, набирали буквально «по объявлению» — искали подходящие типажи в московских школах, и почти никто из них потом в кино не остался. Только Гриша Плоткин (Петя-школьник) снялся в нескольких картинах до эмиграции с семьей, да Лида Константинова (Надя-школьница) окончила Щукинское театральное училище, работала в Театре Вахтангова и сыграла около 30 ролей.
Из Москвы в Севастополь и обратно
Как и многие фильмы 1960-х о современности, сказка Птушко оказалась настоящей видеозарисовкой Москвы того времени. Например, когда Петя идет в школу, он пересекает Садовую-Самотечную улицу у дома 13, неподалеку от театра кукол Образцова. А машина с волшебниками приезжает на Комсомольский проспект — где-то в районе дома 33. Но вообще съемочные площадки были разбросаны по всему городу — в кадре появляется сквер у открытого бассейна «Москва», проходная «Мосфильма» (там ездили мальчишки на самокатах), Большой Устьинский мост на Москва-реке, высотка МИДа на Смоленской и площадь у кинотеатра «Россия» — там постаревший Петя портил киноафишу, а потом превращенные в старичков школьники бежали по характерной лестнице, ведущей на Страстной бульвар.
Кстати, школой, в которой учился Петя, в фильме стал московский Дворец пионеров на Ленинских (сейчас — Воробьевых) горах.
Но Москвы Птушко показалось мало, и часть съемок проходила в других городах — в Ленинграде и Севастополе. Так, часть погони волшебников за школьниками частично проходит в крымском городе, жители которого наверняка узнают проспект Нахимова, улицу Ленина, Большую Морскую и другие уголки, а длинной лестницей стал Синопский спуск. Любопытно, что именно в Севастополе снимались эпизоды с Евгением Моргуновым, который сыграл небольшую, но яркую роль.
В прокат «Сказка о потерянном времени» вышла 27 августа 1964 года — ровно 60 лет назад. Хитом проката картина, разумеется, не стала — всё-таки детское кино на это и не было рассчитано, — но 20 млн зрителей её посмотрели — столько в том году было, например, у «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Но судьба у неё оказалась достаточно счастливой — как у почти всех экранизаций сказок Евгения Шварца. Фильм не раз показывали и по советскому, и по российскому телевидению, его основной посыл — про то, что надо бережно относиться к времени — актуален и сейчас, что и доказывает попадание «Сказки...» в различные рейтинги самых востребованных детских лент, снятых кинематографистами СССР.