«Крепкая семья»: супруги Урих из Сыктывкара вместе уже больше полувека
Франс и Нина Урих в браке уже 51 год. Супруги познакомились, когда им было чуть-чуть за 20, и с тех пор не расставались: работали вместе, строили хозяйство, растили детей. Жить друг без друга уже не могут, признались они корреспондентам БНК. Какой секрет помог паре так долго сохранить брак и что для них счастливый союз — читайте в проекте «Крепкая семья».
Франс Антонович и Нина Гусейновна встретили корреспондентов БНК в своем частном доме в Сыктывкаре. Сюда семья переехала в 2013 году из Троицко-Печорского района, откуда они родом. Большую часть жизни пара провела в поселке Приуральском, где и познакомилась.
— Это произошло в 1973 году. Мы быстро сошлись. Он [Франс] пришел с армии, а я туда приехала из Троицко-Печорска работать на почте, заменяла сотрудника в отпуске. Видимо, судьба была. Когда мне сказали, что я поеду в Приуральский, у меня сердце как екнуло. «Ой, я там замуж выйду!» — подумала. Предчувствие было, — рассказывает Нина Гусейновна.
Франс Антонович уже не помнит, зачем приходил тогда на почту, и предчувствий у него не было. Человек основательный и надежный, он описывает будущую супругу коротко: «Девушка молодая, симпатичная». Оба только вступали в жизнь: ей — 21 год, ему — 22.
— У нас и день рождения рядом: у меня — 3 августа, у нее — 7-го. А 4-го — день свадьбы. Мы до сих пор справляем [широко], начинаем 2 августа в День воздушно-десантных войск, в которых я служил, — отмечает Франс Антонович.
Гуляли молодые, как и все пары тогда, просто — ходили в кино, на танцы. Сошлись быстро, поженились в том же году. Пара показывает еще черно-белые фотографии с церемонии: лица счастливые.
Быт строили вместе. Смолоду — хозяйство, скот. Держали коз, свиней, корову, овец, кроликов. В поселке они были сами себе на все руки мастера — и молоко получить, и сыр сварить. Учили друг друга на всем пути:
— Сено я научил ее косить, тогда же не было триммеров.
— Ой, как вспомню этот сенокос, заранее уже устала. Как же тяжело, ужас!
— Мы все умеем. Она колбасы делала, я окорока солил, коптил.
Обязанности между собой не делили, работали дружно и сообща. Именно это они искали в отношениях: надежного партнера, который всегда поддержит.
— Всегда везде мы вместе. Мы даже никогда не садимся кушать отдельно. Утром просыпаемся — он раньше меня, я лежу дольше — он ждет меня, я прихожу. «Доброе утро». Обнимаем друг друга. Потом пьем лекарства, меряем давление. Затем уже завтракаем. Обедать я его зову, если он где-то работает. И в молодости всегда так было. Если мы по отдельности, значит, что-то неладно между нами. Если его долго нет, я уже беспокоюсь, кричу: «Франс! Франс, где ты?», — говорит Нина Гусейновна.
Ссоры и конфликты были, но супруги говорят, что редко и никогда из-за денег. Помогло терпение друг к другу:
— Вроде я прав, а потом подумаешь-подумаешь, а чего спорили-то? Можно было психануть, но до этого не доходили. Старались как-то уладить отношения.
— Если я виновата, я иду и говорю: «Прости меня». Если он виноват, он говорит. Это не сразу пришло, это со временем. «Я виновата, прости, пожалуйста, меня». Чтобы дальше не развивались ссоры. А если псих берет, лучше выйти на улицу, постоять, затем зайти — все пройдет.
— Сейчас нам делить нечего, мы давно не ругаемся. Болячки одни и те же, — шутит Франс Антонович.
Уже через год после свадьбы на свет появился сын Владимир. Именно он построил дом в Сыктывкаре и перевоз родителей, чтобы они были ближе. У пары еще есть дочь Анастасия, которая живет в Санкт-Петербурге.
Жизнь в поселке сладкой не назовешь, отмечают супруги. Франс Антонович раньше возглавлял бригаду на лесном предприятии. Нина Гусейновна после свадьбы оставила почту, ведь в Приуральском это была временная работа, и устроилась мастером по приемке леса. Условия были тяжелые, но супруги пользовались уважением у коллег. Франса Антоновича даже включили в Книгу трудовой славы. Отработали на предприятии больше 20 лет. А когда вышли на пенсию, Нина Гусейновна стала председателем совета ветеранов, занялась художественной самодеятельностью, пела и выступала. Франс Антонович то на рыбалке, то на охоте, то мастерил что-то.
С переездом в Сыктывкар они посвятили себя огороду и садоводству. Агрономии учатся самостоятельно, и огород дает хороший урожай. Им помогают дети. Крепкая связь с ними не истончилась, так как ее основу заложили еще в детстве. Досуг всегда был совместным — спорт, шахматы, игры, работа по дому. Нина Гусейновна подчеркивает, что всегда знала, где ее дети — она не ложилась спать, пока их не было в доме.
— Мне в школе классный руководитель у Вовы благодарственное письмо написала — «За хорошее воспитание сына». Пусть он не будет каким-то там великим министром, пусть будет простым трактористом, но будет хорошим семьянином. Что мы можем, то и он может, даже больше. Все он делает, все помогает, очень внимательный, — благодарит она сына.
Несмотря на переезд дочери в другой город, родители созваниваются с ней постоянно. Пропасти между ними нет: мать задаст 100 вопросов — как на них не ответить? Но, подчеркивает пара, мешать детям и их жизни не надо.
Фундамент крепкой семьи Урих строится именно на любви, заботе взаимоуважении, терпении и взаимопонимании. В этом — секрет их долгой совместной жизни. Молодым семьям супруги советуют слушать друг друга. Не надо говорить все время «Я люблю тебя». Просто жалеть, внимательно относится и заботиться. Нина Гусейновна признается, что в зрелом возрасте все еще любуется супругом и может уловить любое изменение в его состоянии.
— Я знаю, что я без него жить не могу. Я не представляю свою жизнь без него. Когда-то говорила — это корень нашей семьи, без него мы никуда. А я шея, которая туда-сюда крутит голову и командует. Я себе жизни не представляю без Франса Антоновича, честное слово, — говорит Нина Гусейновна.
Сам Франс Антонович говорит, что пара все делает друг для друга и для своих детей. Это не большие жесты, а даже самые маленькие, повседневные, показывающие заботу и внимание, независимо от обстоятельств:
— Сын любит перцы фаршированные. В этом году поехали на рынок. Предложили купить сеточку перцев, чтобы с мясом сделать. Он вместо сеточки целый ящик купил — пришлось маме два дня эти перцы делать. А как не делать? Счастливые родители — это счастливые дети. Вы запомните, детям все время говорю: наше здоровье, наша долгая жизнь — это вы. У вас, детей, все будет хорошо, и мы будем жить, и будем счастливы.
Комментирует практикующий психолог с 13-летним стажем Антонина Лобай:
— История семьи Урих по-настоящему восхищает и изумляет. Два человека из разных семей, жизненных условий смогли соединиться в семью и прожить больше полвека вместе и при этом сохраняют искреннюю любовь и дружбу. Уже читая материал, я как психолог вижу насколько грамотно и правильно выстроены отношения. Как двое людей смогли найти общий язык и понять друг друга, договориться. На самом деле это бывает далеко не просто. И сохранить длительный брак — это большая и длительная работа, в первую очередь над собой. Это всегда вклад каждого 50 на 50, и если есть перекос, то уже вряд ли эта семья будет по-настоящему счастливой.
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми