Самые суровые воины тундры: почему чукчи наводили ужас на врагов
Чукчи считаются самым воинственным народом Крайнего Севера. Они долгое время враждовали с соседями: эскимосами, коряками, эвенами и юкагирами. А с 1641 по 1776 гг. в бескрайней тундре произошла серия военных конфликтов между чукчами и русскими колонизаторами. Храбрые и выносливые воины Заполярья умели наводить настоящий ужас на противника, используя уникальные тактические приемы и методы боевых действий.
Агрессивность или стереотип
Современные ученые спорят о том, как возник стереотип о воинственности чукчей. Доктор философских наук Татьяна Брачун, например, увязывает их многочисленные конфликты с соседями и конкретную фазу этногенеза, на которой данный народ находился в XVII-XVIII веках. Об этом исследовательница написала в статье «»Миф агрессивности» чукчей: опыт культурно-философского анализа», которая вышла в журнале «Гуманитарные и социальные науки» (№ 5 за 2009 г.).
Перейдя от первобытного охотничьего строя к кочевому оленеводству, люди нуждались в закреплении за собой определенных пастбищ. Утвердить свое право на те или иные земли они могли только силой. Поэтому возникали неизбежные столкновения с соседями и всеми пришлыми чужаками.
Впрочем, стереотип не мог возникнуть на пустом месте. Историк Александр Нефедкин в книге «Военное дело чукчей. Середина XVII – начало XX в.» (СПб, 2003 г.) отметил, что представители этого народа чаще всего были инициаторами боевых столкновений. Автор назвал чукчей самым воинственным этносом Заполярья.
Наводили ужас
Известный этнограф Владимир Богораз в первом томе своего знаменитого труда «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.) рассказал, что суровые воины тундры наводили настоящий ужас на врагов. Они ожесточенно сражались с казаками, не желая становиться подданными русской короны и выплачивать ясак. Сломить их сопротивление не удалось, поэтому во второй половине XVIII в. власти Российской империи были вынуждены скорректировать свою колониальную политику.
Жители деревни Походской, расположенной к западу от устья Колымы, рассказывали В.Г. Богоразу страшные истории о чукотских набегах. После очередного такого столкновения один мужчина выжил, притворившись мертвым. С его подачи к казакам в г. Нижнеколымск была направлена весточка с просьбой отомстить немирным чукчам. Казаки снарядили карательный отряд.
А далее произошло следующее: «Они подошли к Чукочьей деревне и увидели дым над высокой Чукотской Едомой, на запад от Колымы. Но они соврали и про дым не сказали ничего. В то время они боялись самого имени чукоч и не решались напасть. Так они воротились…».
Вообще, запугивание противника было одной из особенностей военной тактики чукчей. После успешного сражения они специально отпускали домой двух вражеских воинов, чтобы те рассказали о силе и доблести победителей. А для пущей наглядности чукчи размахивали им вслед копьями, на которые были насажены головы убитых противников.
Боевая магия
Среди казаков неслучайно ходили ужасающие слухи о барабанах, изготовленных из человеческой кожи, под грохот которых чукчи шли в бой. Очевидно, данный миф возник, когда напуганные русские впервые услышали звуки шаманских бубнов. Заклинатели духов, действительно, часто сопровождали чукотских воинов. Иногда прямо во время сражений проводились обряды, которые должны были способствовать победе над врагом.
Как правило, шаман приносил в жертву оленя, чтобы заручиться поддержкой духов. А еще боевой маг обязательно гадал, желая определить, на чьей стороне будет победа. Исходя из выводов шамана, принималось решение, когда именно следует напасть на врага.
Впрочем, и сами по себе звуки бубна могли подбадривать чукчей, влияя на них как кричалки современных футбольных фанатов, например. А если действия шамана еще и запугивали противников – тем хуже становилось для них.
Мухоморы перед битвой
А.К. Нефедкин в своей вышеназванной книге отметил, что чукотские воины часто сражались в измененном состоянии сознания, подкрепив перед боем свои силы мухоморами. Такой своеобразный допинг, по мнению исследователя, помогал охотникам и оленеводам преодолевать тяжелые физические и психологические моменты, которыми всегда наполнена война.
Разумеется, в состоянии тяжелой интоксикации никто не сражался. Воины старались не злоупотреблять галлюциногенными грибами, ведь прилив сил и бодрости возникал лишь на первой стадии опьянения.
Кстати, представители многих народов Крайнего Севера использовали мухоморы, чтобы взбодриться или вызвать у себя особые видения.
«Летающие» воины
По-настоящему эксклюзивным оружием чукотских воинов были так называемые копья-батуты. Их секрет разгадал краевед Эдуард Гунченко. Он рассказал о своем открытии журналисту «Независимой газеты» Евгению Рожкову. Статья под заголовком «У чукчей было тайное оружие» вышла 26 февраля 2007 г.
«Во время военных действий, когда воины сходились в рукопашном бою, чукчи использовали необычный тактический прием. Из их задних рядов вдруг в воздух взлетали воины, пролетали над головами противника и опускались в их тылу. Противник, зажатый с двух сторон, быстро сдавался на милость победителя», – так в статье описаны действия чукотских воинов, которые кажутся фантастичными.
Однако, краевед Эдуард Гунченко, расспросив местных стариков, убедился в реальности копий-батутов, с помощью которых воины могли пролететь по воздуху 30-40 метров. Как оказалось, оружие специально выращивали в тундре. Обнаружив подходящий росток карликовой березы, чукчи постепенно скручивали его, стараясь не повредить ствол и срезая ненужные веточки. Когда длина будущего копья-батута достигала двух и более метров, березку оставалось лишь срубить. Для прочности это оружие пропитывали жиром и обматывали кожаными ремнями.
В бою «летающий» воин прыгал с какого-то возвышения на древко копья-батута, что раскачивали двое его товарищей. Скрученный березовый ствол пружинил, выталкивая высоко в воздух взрослого мужчину в полной экипировке.
Собаки против врагов
Помимо блестящего владения боевыми копьями, луками и ножами, чукчи часто использовали в бою своих ездовых собак. По приказу хозяев обыкновенные сибирские лайки нападали на оленей, запряженных в нарты, создавая сумятицу в рядах противника. Пользуясь этой неразберихой, чукчи совершали свои молниеносные атаки.
Собак могли натравливать на убегающих врагов, чтобы еще больше их запугать. И в мирное время эти животные имели большое значение в жизни чукчей. Лайки охраняли жилища, помогали пасти оленей и охотиться, возили своих хозяев на упряжках.
Притворялись кочками
Чукчи были настоящими мастерами маскировки. Например, В.Г. Богораз в своей вышеупомянутой работе поведал читателям рассказ русских жителей Заполярья, в котором опытный старик по фамилии Портнягин посоветовал молодым казакам стрелять по кочкам, торчавшим из ближайшего болота. Ничего не понимающие ребята начали палить и убили более 20 чукчей, которые прятались под этими самыми кочками. Если бы не опытный Портнягин, то русские вполне могли сами стать жертвами, не заметив тихо подобравшихся к ним врагов.
А еще, чукчи не выдавали своего присутствия, умело подражая крикам ворон или гагар, а также волчьему вою. Отдельные группки воинов переговаривались друг с другом, заранее договорившись о значении крика того или иного животного. Если боевые действия происходили на море, то чукчи подражали реву моржей, например, чтобы заманить эскимосских охотников в ловушку.
Двумя пальцами
Тетива обычного чукотского лука была настолько тугой, что не подготовленный мужчина мог натянуть ее лишь с помощью ноги, уперев оружие в землю. А местные воины-охотники делали это указательным и средним пальцами.
По свидетельствам очевидцев, выпущенная из такого лука стрела могла насквозь пробить и человека, и оленя, и лошадь. С достаточно большого расстояния чукчи, используя луки, справлялись с доспехами своих противников. Разумеется, если их щиты и броня не были изготовлены из железа.