Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Февраль
2025
1 2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Миф о «тьме кромешной»

А. Васнецов. «Опричники въезжают в город» (эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник»), 1911 год


Введение опричнины


3 декабря 1564 года русский царь Иван Васильевич с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.



3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Народ в столице взбунтовался против боярской «измены». Боярская дума просит царя вернуться на царство. В Александровскую слободу прибыла делегация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.

В начале февраля 1565 года Иван IV вернулся в Москву из Александровской слободы. 3 февраля он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Всё, что не вошло в эту опричнину, было земщиной, во главе которой стояли свои земские бояре и даже (в 1575-1576 гг.) особый земский царь.

По словам летописца:

«И потом, по грехом Руския всея земли, восташа мятеж велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину.»
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне», «снаружи», «отдельно», «за пределами», «особый», «окроме». От слова «кроме» происходит и другое старинное название опричников — «кромешники».

Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми». Слово «опричник» стало использоваться стараниями Н. М. Карамзина (Как Карамзин исказил историю России) в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами.


Московское государство в эпоху опричнины. Заштрихованы земли, взятые в опричнину. Источник: «К истории опричнины XVI века» / С. Ф. Платонов. Санкт-Петербург, 1897

Опричный порядок


В опричники отбирали малоземельных дворян. В 1565 году было отобрано «1000 голов» дворян, которые порывали всякую связь с земщиной (владельцами и поместьями, которые не входили в опричнину).

Опричнина учреждалась царём по образцу монашеского ордена, который ему подчинялся непосредственно. Духовным её центром становилась Александровская слобода.

Первоначальная численность опричников равнялась тысяче человек. Затем штат опричников расширился до 6 тыс. человек, появились опричные воеводы и головы. Одеянием опричники напоминали монахов (чёрные скуфейки и подрясники), но в отличие от них, они имели право носить и применять оружие. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

Опричники были разделены на государев полк (гвардию) и четыре приказа – Постельный, Бронный (оружейный), Конюшенный и Сытный (продовольственный).

Земли опричнины принадлежали лично государю и его людям. В них отходили наиболее развитые торгово-экономические центры и земли, которые ранее принадлежали аристократии. Скоро в опричнину вошло до половины территории государства.

В результате царь подавил политическую оппозицию (в том числе и экономически), ликвидировал остатки удельных дружин и создал себе военную опору в лице служилых людей, которые полностью зависели от милости государя.

Также Иван Грозный дополнил «вертикаль» власти «горизонталью» — системой земского самоуправления. Её вершиной были земские соборы, где делегаты от разных городов и сословий решали важнейшие вопросы. Такая политика встречала поддержку большей части населения державы. Это дало Руси большую устойчивость и позволило выжить в годы будущей Смуты.

Советский историк А. А. Зимин в своей монографии «Опричнина Ивана Грозного» отмечал:

«Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати… Произведённое разделение территории на «опричнину» и «земщину»… способствовало централизации государства, ибо это деление было направлено своим остриём против боярской аристократии и удельно-княжеской оппозиции. Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Правительство Ивана IV проводило персональный пересмотр феодалов. Весь 1565 год был наполнен мероприятиями по перебору земель, ломкой сложившегося старинного землевладения.»
Целью царя было

«ликвидировать остатки былой раздробленности и, наводя порядок в феодальном беспорядке, крепить централизованную монархию с сильной царской властью во главе.»
Эту политику поддерживали широкие слои дворянства, посадское население и народ в целом.

Поэтому в народном творчестве фигура Грозного оценивается положительно. Царь был защитником народа против знати и внешних врагов.


Михаил Авилов. Опричники в Новгороде

Миф о кровавом царе


Против России в ходе Ливонской войны развернули мощную информационную кампанию. Именно тогда были сформированы основные методы и образы (т. н. «чёрные мифы»), которые противники русского народа использовали столетиями, вплоть до настоящего времени (Кто создал «чёрный» миф о «кровавом тиране» Иване Грозном).

Иван Грозный усилиями западной пропаганды, а затем и местных российских подпевал, превращён в одну из самых «страшных и кровавых» фигур мировой и русской истории. И неудивительно. Трудно найти в русской истории человека, который бы так много сделал для нашего народа. Так, территория Русского государства увеличилась почти вдвое.

Для хозяев Запада Иван Васильевич — это страшный и мудрый враг. Отсюда и ненависть к нему, очернительство. Хотя по сравнению с западными правителями той же эпохи, которые буквально топили свои и соседние страны, города в крови, и которые в западных странах считаются великими и мудрыми, Иван Грозный великий гуманист. Ведь он, по подсчётам российских историков, репрессировал всего несколько тысяч человек. И страдал от этого, его совесть мучила.

А западные правители, на счету которых десятки и сотни тысяч погибших, от этого не мучились. В частности, католический Рим, инициировавший суды инквизиции, казни «еретиков», геноцид мавров, евреев, начавший крестовые походы и «охоту на ведьм», сомнений в своих действиях не испытывал. Как и английские короли, которые в ходе огораживания истребили почти всё своё крестьянство.

Ивана Грозного на Западе назвали «тираном», который купается в крови своих подданных и истребляет «столпы» Русского государства. Эту мысль распространяли среди шляхты, по европейским дворам, то есть лицам и группам, заинтересованным в ослаблении Русского государства. Засылали и русским дворянам, чтобы сманить их на сторону Запада, выбрать «свободу» вместо «рабства» и «диктатуры».

Этот метод сохранился до настоящего времени: теперь он обозначается термином «европейский выбор». Мол, в России извечная «диктатура», «тоталитаризм», «имперские замашки», «тюрьма народов», «великорусский шовинизм». А в Европе — «свобода», «права человека» и «толерантность». Также на Западе активно формировали образ «жестоких, агрессивных русских варваров, рабски покорных своему царю-тирану» (основа сохранена до наших дней).

К примеру, когда в 1561 году появился листок со следующим заголовком:

«Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюрнберг 1561.»
Таким образом, миф об «изнасилованной русскими Германии» в 1945 году лишь повтор более раннего образа.

Ивана Грозного сравнивали с фараоном, который преследовал евреев, Навуходоносором и Иродом. Его назвали тираном. Именно тогда словом «тиран» стали назвать всех правителей России в принципе, которые не нравились западникам (то есть защищали интересы России и русского народа). На Западе же запустили миф об убийстве Иваном Грозным собственного сына.

Саксонский курфюрст Август I стал автором знаменитой сентенции, смысл которой сводился к тому, что русская опасность сравнима лишь с турецкой. Иван Грозный изображался в платье турецкого султана. Писали о его гареме из десятков жён, причём надоевших он якобы убивал.


Иван Грозный как тиран и палач. Гравюра на дереве из издания: Georg von Hoff, Erschreckliche greuliche und unerhorte Tyranney Iwan Wasilowitz, 1581

Таким образом, основы информационной войны, которая велась в годы Ливонской войны против России, русских и Ивана Грозного, пережили века. Как только Россия начинает защищать свои интересы, на Западе сразу поднимают новую волну о «русской угрозе» и русском царе-тиране. При этом в самой России этот миф укоренился в прозападной верхушке и интеллигенции.

Начиная с Н. М. Карамзина и последующих либеральных российских историков и публицистов в России сформировали миф о «кровавом царе-убийце». Он был настолько сильным, что Ивану Грозному — одной из самых ярких и великих фигур в истории России, не нашлось места в эпохальном памятнике «Тысячелетие Руси» (1862 г.).

В дальнейшем эта негативная оценка Грозного по-прежнему доминировала. При этом русская аристократия и либеральная интеллигенция были полными единомышленниками Маркса, Энгельса и Ленина. Только при царе Александре III, когда был взят курс на укрепление патриотических ценностей и борьбу с русофобией, образ великого правителя Ивана Грозного попытались обелить.

Исключением также была эпоха Иосифа Сталина — русский государственник, защитник национальных, имперских интересов — хорошо понимал Ивана Васильевича. При нём Иван Грозный был в чести. В позднем СССР Ивана Грозного снова стали очернять, обвиняли в деспотизме, терроре, убийствах, грабежах и полном разорении страны, что стало основой будущей Смуты. Также царя обвиняли в закрепощении крестьян.

Грозный царь, создав опричнину, показал, как нужно бороться с внутренними врагами, которые ориентируются на Запад или тянут цивилизацию в прошлое, не дают ей развиваться. Он показал, что для Руси, чтобы сохранить себя, выжить перед натиском Запада и развиваться, необходимо подавить внутреннюю измену и воров.

Также опричнина была смелой попыткой (опередившей своё время) создать параллельный контур управления, чтобы противостоять узкоэлитарным, групповым, клановым интересам князей и боярства, сепаратизму регионов, которые ещё помнили о прежней независимости (Великий Новгород).

Одновременно была сформирована довольно эффективная система местного самоуправления. «Горизонталь власти». Не зря именно бывшие опричные земли поморского Севера и Поволжья потом станут районами формирования Второго ополчения Минина и Пожарского в 1612 году, а это говорит о многом.

Таким образом, не стоит удивляться такой ненависти к первому русскому царю со стороны внешних и внутренних врагов русского народа. Иван Васильевич — один из самых умелых и рачительных правителей Руси за всю её историю. При этом он был Грозным царём для врагов Руси, которые мечтали её уничтожить, расчленить, растащить по уделам и вотчинам.



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Санкт-Петербурге

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Организаторы турнира WTA извинились за ошибку с национальностью Касаткиной






Миф о «тьме кромешной»

На Камчатке мужчина выстрелил в директора гостиницы "Петропавловск" Кузнецова

Выставка «Город — среда обитания» открылась в Ступино

Предприниматели рассказали, как выжить в условиях роста цен на кофе