Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Февраль
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26
27
28

Как испытания Великой Отечественной войны отразились в судьбе защитников Воронежа

0

А еще в конце февраля 1944 года в нашем освобожденном городе хирургом Анной Русановой впервые за историю воронежской медицины была проведена экстренная операция и массаж на открытом сердце. При керосиновых лампах, при помощи простых катушечных нитей. Успешно.

Решающая атака

Именем Михаила Вайцеховского названа одна из старейших воронежских улиц. До Великой Отечественной войны она называлась Больничным переулком. Здесь и жил с семьей Михаил Емельянович – участник еще Первой мировой войны, получивший за храбрость в боях именной пистолет от Николая Второго, а затем в Гражданскую войну – именной пистолет от Ворошилова, и тоже за храбрость. Орденом Красного Знамени он был награжден трижды. А затем приговорен к расстрелу – высек на плацу плеткой самого замполита. Но здравый смысл восторжествовал, и вместо расстрела отважного Вайцеховского сослали в Дальневосточный военный округ.

В 1939 году Михаил Емельянович был демобилизован по болезни. С тех пор он и поселился с семьей в воронежском Больничном переулке. Руководил в городе строительной конторой металлоконструкций. С началом войны, уже в июле 1941 года приступил к формированию полка народного ополчения в нашем городе. Этому добровольческому коммунистическому полку суждено было пройти славный путь от нашего города до Вены.

В сентябре 1941-го полк под руководством Вайцеховского вел бои в Сумской области, освобождая от фашистов все новые города и села. Во время тяжелых боев между Курском и Белгородом в феврале 1942-го батальоны добровольцев несли сильные потери. К этому времени полковник Вайцеховский должен был оставить полк и перейти на должность комдива. Но попросил свое руководство с отъездом повременить и возглавил решающую атаку своего 1-го батальона. Здесь его и настиг разорвавшийся немецкий снаряд. Ранение оказалось смертельным. А полк Вайцеховского уже без командира продолжил ту самую решающую атаку и выбил противника из села Лески. Дойти до Вены вместе со своими однополчанами Михаилу Емельяновичу было не суждено.

Боль и благодарность

В судьбе чеченского защитника Воронежа Юнуса Абдулшаидова отразилась драматичная история всего чеченского народа в годы войны. И эту тяжелую историю гордый Юнус Абдулшаидович хранил в своем сердце рядом с благодарностью к воронежцам, которые его, молодого защитника поддерживали, подкармливали на подступах к нашему городу в районе села Малышево. Два месяца он с боевыми товарищами держал здесь оборону Воронежа. Был тяжело ранен. Три месяца пролежал в борисоглебском госпитале, а затем был переброшен на Ленинградский фронт, где ему предстояли новые бои за освобождение Ленинграда.

И здесь 23 февраля 1944-го его настигло самое тяжелое ранение – национального достоинства. Его, орденоносца, уже умевшего грамотно бить фашистов и настроенного дойти до Берлина, вдруг вместе с другими чеченцами командиры стали снимать с фронта.

– Офицеры, которые приходили нас извещать об этом, опускали глаза. Один из них даже заплакал. Они-то хорошо понимали, насколько это решение жестоко в отношении нас, совсем молодых, уже проливших за родину немало крови. Они знали, что после этих боев для нас и Москва, и Ленинград, и Воронеж стали такими же родными, как и чеченские села. Сталинское решение о снятии чеченцев с фронта и депортации идеологически было мотивировано «антисоветским движением» в Карачаево-Черкесии в годы войны. Но случаев предательства на чеченской земле было не больше, чем среди других народов! – делился непроходящей болью Юнус Абдулшаидович уже в 2019 году, когда воронежцы доставили ему письмо от Губернатора Александра Гусева и почетный знак «Благодарность от земли Воронежской» за участие в обороне нашего города.

Но ветерана ждал сюрприз: воронежцы разыскали еще одну его медаль – «За Победу над Германией». Медаль нашла своего героя благодаря усилиям воронежских силовиков и военных.

Почему Юнус Абдулшаидович – обладатель орденов Оте­чественной войны, Красной Звезды, медали «За отвагу» за минувшие 76 лет ничего не знал об еще одной своей заслуженной награде? Вероятно, медаль затерялась как раз в жерновах сталинской операции «Чечевица». Ведь после возвращения из депортации в родное село было не до наград.

Но вот все прежние ордена и медали Юнус после войны бережно сохранил. А они в итоге сохранили его и многих односельчан. Уже в 2000-е годы боевики пытались увести из Сагунтов в горы больше десятка молодых людей, вспоминает семья Абдулшаидовых. И вот тогда старый Юнус, надев все свои ордена и медали, встал на пути боевиков. И договорился. После этого случая боевики в селе больше не появлялись.

Набирая силу и ритм

А наш город в те тяжелые для Юнуса Абдулшаидова февральские дни 1944-го еще лежал в руинах. Но областная больница – в нынешнем расширенном здании 3-й городской больницы уже работала вовсю. Палаты, смотровую, операционный зал освещали керосиновыми лампами, свечками. Топили печь, вспоминает сейчас представитель старейшей врачебной династии Татьяна Николаевна Русанова.

– В одну из ночей конца февраля 1944-го мама Анна Андреевна Русанова оперировала здесь срочно поступающих пациентов. И в эту же ночь неподалеку у развалин виадука бандиты ударили прохожего заточкой в грудь. Раненый успел добежать до больницы и упал на пол в пропускнике. Его срочно взяли на стол. Освещение – керосиновые лампы. Наркоз пришлось давать чрезвычайно взрывоопасным эфиром. Другого не было. Как не было ни капельниц, ни наркозных аппаратов. Ничего. Оперировать маме пришлось одной. В ту ночь она была ответственным и единственным дежурным хирургом. Ассистировала студентка 5 курса. Вскрыли грудную клетку. Зашили непроникающее ранение сердца и рану перикарда. Зашили обычными белыми катушечными нитками! Стерильными, конечно. Другой шовный материал отсутствовал. Когда наложили последний шов на перикард, сердце остановилось. Ни на что не надеясь, мама все же тихонько сжала его рукой. Раз, еще раз… Сердце трепыхнулось, встрепенулось, сократилось, расправилось и заработало, набирая силу и ритм. Ввели, как тогда полагалось, камфору с кофеином. Дали подышать кислородом – рядом с открытым огнем! Зашили операционную рану. Раненый не только остался жив, он поправился. А это был первый случай успешного открытого массажа сердца в Воронеже.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Санкт-Петербурге

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Мирра Андреева поднялась на четвертую позицию в гонке за чемпионство WTA.






В Приморском районе Петербурга при пожаре пострадал один человек

Google не знает: 10 неожиданных фактов о Юлии Паршуте

Новые пособия-практикумы подготовили учёные Великолукской сельхозакадемии

В Югре в День защитника Отечества военнослужащие и сотрудники Росгвардии приняли участие в памятных мероприятиях