Режиссер Татьяна Ильина: «Детское кино в нашей стране пока «в коротких штанишках»
Материал опубликован в №11 печатной версии газеты «Культура» от 28 ноября 2024 года.
В последнее время государство уделяет особое внимание проблемам развития отечественного детского кинематографа. Газета «Культура» решила спросить экспертов, что можно предпринять на данном направлении. Как «вырастить» детское кино, рассказывает профессор ВГИКа, режиссер, художник, сценарист, продюсер анимационного кино, лауреат Государственной премии, премий «Ника» и «Золотой орел» Татьяна Ильина:
— К детскому кино у нас всерьез не относятся ни продюсеры, ни режиссеры. Все хотят сниматься в «большом кино», а детское кино — оно «маленькое». Фестивалей, которые оценивают детское кино, почти нет, только анимационные. И называются они как-то легкомысленно. Например, секция детского кинофестиваля «Киношок» — «Киномалышок».
На самом деле детское кино — это будущее России. Думая о будущем, мы вспоминаем прошлое. Почему советское детское кино было таким ярким? Потому что профессиональное сообщество относилось к нему со всей ответственностью. Современная киноиндустрия не ориентирована на детей, детское кино не приносит денег. Особенно кино для подростков. Это возрастной сегмент, совершенно не «окученный». Подростковое кино снимать сложно: это, во-первых, короткий возрастной срок, во-вторых, у молодежи есть уникальная субкультура, которая у каждого поколения своя, — это и сленг, мода, музыка, идолы и идеалы. Без этих атрибутов подростки смотреть кино не будут. Кино такого рода требует больших затрат, плохо окупается и быстро устаревает. Проблемы подросткового периода вечны, но форма их подачи очень изменчива. Поэтому подростковое кино — это в основном интернет-кино. Кстати, для интернета его снимают и сами подростки, на любительском уровне. Такое кино к прокату отношения не имеет.
Я уже давно сформулировала предложения по развитию детского кино и рада некоторыми из них с вами поделиться. Для начала я бы предложила создать Гильдию детского кино при Союзе кинематографистов. Сразу сконцентрируются люди, которые в этом заинтересованы, которые хотят снимать кино для детей. Это первое.
Во-вторых, у нас нигде толком не учат снимать детское кино. Я преподаю во ВГИКе и могу сказать, что почти никто из студентов детское кино не снимает, опять же потому, что это считается делом несерьезным. Я бы предложила сделать отдельный факультет детского кино, кафедру детского кино — с углубленным изучением детской психологии, с изучением истории мирового детского кино, с глубоким охватом литературы для детей. Факультативы по детской драматургии и продюсированию. И практику в летних киношколах и лабораториях.
Кстати, у нас на «Союзмультфильме» было принято обсуждать кино с детьми. Я говорю «у нас», потому что я десять лет там проработала рядом с известными режиссерами — создателями «золотой коллекции» «Союзмультфильма». Моими учителями были Иванов-Вано, Лев Мильчин, Леонид Шварцман, Вадим Курчевский, Эдуард Назаров, Виктор Никитин и другие мастера, оказавшие на меня большое влияние. Мы часто ездили к детям в пионерлагеря, в школы, в интернаты, выезжали с детскими программами и обсуждали с детьми кино.
В СССР существовали детские кинотеатры и утренние сеансы для детей в обычных кинотеатрах. Билеты на детские сеансы стоили дешево, идея сделать детские сеансы бесплатными мне очень нравится. В кинотеатрах показывали игровые фильмы для детей и анимационные сборники, которые собирал специальный киновед, он за это получал зарплату. Сейчас такой должности нет, сборники делать никто не хочет, хотя короткометражного анимационного кино для детей выпускается много. Эти фильмы профессионалы могут увидеть на ежегодном фестивале в Суздале. Но это не прокат и очень узкая аудитория, дети их не видят. Потому что детских кинотеатров нет, сборников нет, какие-то фильмы попадают на каналы «2х2», «Карусель», но это в основном сериалы и те фильмы, которые нравятся редакциям каналов. А должны на этот фестиваль приезжать прокатчики — там столько уже собрано, что хватит заправить фильмами детские кинотеатры на несколько лет вперед!
Как сделать профессию режиссера детского кино привлекательной? Может быть, создать большую престижную кинопремию за детское кино, с различными номинациями, с хорошими денежными призами, сравнимую с «Никой» или «Золотым орлом», с каким-нибудь пафосным названием?
Кстати, когда мы сняли «Щелкунчика» (полнометражный анимационный фильм 2004 года, автор сценария и режиссер — Татьяна Ильина. — «Культура»), он получил призы на всех российских фестивалях, и нигде не было номинации детского полнометражного кино. Фильм участвовал в конкурсе игровых полнометражных картин либо соревновался с короткометражными фильмами, что несопоставимо. То же самое сейчас на «Золотом орле» и на «Нике», там до сих пор нет конкурса полнометражной анимации.
Считаю, что необходимо поддерживать региональные киностудии, которые могли бы снимать детское кино на своем местном материале, на основе легенд, мифов и национальных традиций, или просто рассказывать о своем крае. Там и местные меценаты бы нашлись. Состоятельные люди заинтересованы в развитии культуры своего края.
Многие говорят, что просто не хватает хороших сценариев. В свое время мы сделали полнометражный анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза» на основе игрового фильма, вышедшего двумя десятилетиями раньше. Сценарий анимационного фильма мы с Георгием Данелией переписали, но основные сюжетные линии, персонажи, образы остались. На проекте собралась группа лучших художников, поскольку это был уникальный по культурному духу проект. Все, конечно, шли на Данелию, но при этом для всех это был уникальный опыт создания анимационного мира, который родился в игровой картине. Команда на фильме была просто блестящая, и мне хотелось ее сохранить. Я пошла к нашему продюсеру Сергею Сельянову с предложением переснять в анимации лучшие детские советские фильмы, например, сказки Александра Роу и Александра Птушко. Я знала, что это можно сделать, потому что уже имела такой опыт, заразилась этим особенным приемом, когда игровое кино говорит анимационным языком, и наоборот. «Ку! Кин-дза-дза!» при всей своей гротескности — кино очень реалистичное и по движениям, и по актерской игре, и по характерам, и по озвучке, и по монтажу. В принципе, это кино, которое говорит о жизни, хотя там смешные персонажи, странные пейзажи и необычные звуки. Сергей Сельянов мне сказал, что ему это не нужно, он уже сделал артхаусное кино с Данелией, и хватит, анимация должна развлекать. Но сама идея переснять старые фильмы, старые сюжеты (вечные, как пьесы Шекспира) — осталась. Старые фильмы были очень хороши, но их форма устарела — технологии, язык, темпоритм, цветовая гамма... И хочется к ним вернуться на новом уровне.
В моей мастерской во ВГИКе есть талантливые студенты, которые хотят снимать детское кино. Я и сама с удовольствием бы снова этим занялась. Если государство нам поможет, у нас все получится!
Фотография: Екатерина Чеснокова/РИА Новости. На анонсе кадр из мультфильма "Ку! Кин-дза-дза!".