Бывший политтехнолог Сергея Гапликова просил не оставлять его «на иждивении у государства»
Верховный суд Коми 11 февраля рассмотрел апелляционную жалобу адвоката, которая представляет интересы фигуранта дела о фонде «Патриот» — бывшего политтехнолога экс-главы республики Сергея Гапликова Максима Минеева. Фигурант дела заявил, что готов приносить пользу обществу, а не находиться на иждивении у государства.
В марте 2024 года Сыктывкарский горсуд рассмотрел ходатайство Максима Минеева о замене неотбытого срока принудительными работами. На тот момент неотбытая часть срока составляла 2 года 4 месяца 11 дней.
При вынесении решения суд учел, что осужденный оплатил штраф в размере 250 тысяч рублей. Характеристика у Максима Минеева была положительная: в конфликтных ситуациях с сокамерниками не был замечен, обязанности дежурного по камере выполнял, приучил сокамерников ложиться в 22 часа, читать книги, а некоторых даже замотивировал отправиться на СВО. В итоге суд удовлетворил ходатайство о замене неотбытого срока принудительными работами. По данным БНК, он был трудоустроен руководителем пресс-службы футбольного клуба «Новая генерация».
В декабре Сыктывкарский горсуд вынес новое решение, заменив принудительные работы на лишение свободы. Как пояснили БНК в пресс-службе, Максима Минеева признали злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ. В данном случае нарушением было употребление спиртных напитков: сослались на пункт «а» части 2 60.15 УПК. Адвокат обжаловал это решение.
Заседание суда второй инстанции, рассматривавшего жалобу, началось с ходатайств адвоката. Она просила закрыть заседание полностью или частично в связи с наличием в материалах дела сведений, содержащих медицинскую тайну. Суд решил, что если в ходе заседания потребуется огласить такую информацию, все слушатели будут удалены из зала.
Также адвокат ходатайствовала о запросе протокола о направлении Минеева на медосвидетельствование и просила вызвать полицейского, который его составлял, в качестве свидетеля. В удовлетворении ходатайства было отказано.
После были озвучены доводы апелляционной жалобы. По мнению адвоката, постановление горсуда было вынесено на данных медосвидетельствования, проведенного с нарушениями. Так, по информации адвоката, медосвидетельствование проводилось в отношении Минеева, у которого с собой не было удостоверения личности; согласно акту медосвидетельствование проводил мужчина-врач, а по показаниям Минеева — женщина-врач. Адвокат убеждена, что протокола о направлении на медосвидетельствование, как и сотрудника полиции, составлявшего его, не существует.
Также по мнению защитника, процедура признания Минеева нарушителем проводилась с нарушениями: протокол на заседании дисциплинарной комиссии исправительного центра не составили, голосование не проводили, самого осужденного там не было.
Кроме того, адвокат посчитала, что горсуд при вынесении решения не принял во внимание характеристики личности Минеева: от отбывания принудительных работ он не отклонялся, имел поощрения, в том числе и право выйти за пределы исправительного центра. К тому же у фигуранта на иждивении находится малолетний ребенок и родственница с инвалидностью.
В жалобе адвокат также указала на то, что работодатель и специалист характеризуют Минеева положительно. Специалист считает, что «у Минеева наблюдается динамика исправления, не прогнозируется рецидив противоправного поведения, нет признаков антисоциального поведения, он имеет четкие семейные устои».
— Ваша честь, я допустил оплошность, я допустил промашку. Я уже наказан за это тем, что четыре месяца уже не вижу семью, своего маленького ребенка. Я понимаю, что во всех обстоятельствах виноват я, но я понимаю, что есть возможность оставить меня на принудительных работах. Это будет полезнее для всех: для государства, которое нуждается в рабочей силе, для меня, который нуждается в семье, для семьи, которая сейчас чувствует себя очень нехорошо. Я прошу, чтобы меня вернули на принудительные работы, я буду приносить пользу обществу, а не находиться на иждивении у государства, — сказал фигурант.
Прокурор просила оставить постановление Сыктывкарского горсуда без изменения. Она напомнила суду о том, что Минеев, получив право выйти за пределы исправительного центра, вернулся туда в состоянии опьянения — это подтвердилось по результатам медосвидетельствования. Политтехнолог не отрицал факт употребления спиртных напитков, что его 30 октября 2024 года признали злостным нарушителем. Доводы защиты о нарушении порядка медосвидетельствования и о признании Минеева нарушителем прокурор назвала голословными.
В итоге суд второй инстанции оставил постановление без изменений: Минеев продолжит отбывать наказание в колонии.
***
Дело в отношении экс-руководителя администрации главы Коми Михаила Порядина, советника бывшего главы Коми Сергея Гапликова Максима Минеева и генерального директора фонда «Патриот» Николая Игнатьева было возбуждено по материалам УФСБ Коми. Следствие считало, что фигуранты путем мошенничества, совершенного группой лиц, похитили 198 миллионов рублей, выделенных компанией Монди СЛПК на благотворительность.
В 2019 году Монди СЛПК перечислило на расчетный счет фонда «Патриот» 200 миллионов рублей на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, развитию туризма и спорта в Коми. Как установило следствие, из всех полученных средств около 1,3 млн рублей были израсходованы фондом целевым образом. На остальную сумму были составлены и предоставлены фиктивные отчеты о проведенных мероприятиях, а деньги были похищены.
Сыктывкарский горсуд 26 мая вынес приговор по данному делу. Бывшему руководителю администрации главы Коми Михаилу Порядину назначили наказание в виде 8 с половиной лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Также Порядин заплатит штраф в 500 тысяч рублей. Руководителю фонда Николаю Игнатьеву назначили наказание в виде 5 с половиной лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима и штраф в 350 тысяч рублей.