«Герои среди нас»: эколог из Коми спасала птиц на разливе мазута
Эколог Алена Кирушева начала Год героев в Коми по-настоящему тяжело. Вместе с сотнями людей она участвовала в ликвидации последствий разлива мазута в Краснодарском крае — отмывала от токсичных веществ птиц, в том числе краснокнижных. В интервью БНК для проекта «Герои среди нас» Алена рассказала, почему выбрала «профессию будущего» и какие вещи заставила ее переосмыслить катастрофа в Керченском проливе.
Путь эколога Алена выбрала осознанно, хотя в семье никто не был связан с этой профессией:
— Вдохновением для меня послужили любовь к природе и произведение Экзюпери «Маленький принц», в котором есть метафора: уборка своей «маленькой планеты» это — ответственность за окружающий мир, которую мы должны нести каждый день.
Алена получала высшее образование в Сыктывкарском лесном институте. В год поступления экологию называли профессией будущего, тогда это направление было во многих образовательных рейтингах, и специалистам отрасли обещали востребованность на рынке труда. Учеба давалась легко, потому что сам предмет изучения был интересен девушке, а перед глазами был пример любви к своему делу. Это и личный герой Алены — мама, которая всю жизнь проработала учителем:
— Мама всегда с большим уважением относилась к своей профессии. Глядя на нее, я всегда думала, как это здорово, когда идешь на работу, и ты ее искренне любишь. У тебя каждый день есть возможность реализовываться, потому что тебе эта работа нравится.
Сейчас Алена — главный эксперт отдела обеспечения природопользования Центра по особо охраняемым природным территориям Коми. Трудности возникали, когда начинала работать по новой теме, сталкивалась с нюансами различных направлений. Поддержку оказывала семья, проблемы дружно решались с наставниками. Для Алены сейчас — это начальники управления и отдела министерства природы Коми Мария Рымарь и Татьяна Чупрова, которые каждый день делятся с ней своими опытом и знаниями. Но первые шаги в профессии совершались под руководством и помощью Елены Волосковой, ранее бывшей начальником отдела.
— Приходишь каждый день, и действительно, как вторая семья только в профессиональной деятельности, — поделилась Алена, не скрывая, что были и сомнения. — Иногда думаешь, что столько проблем решить невозможно. Но все же по капле, я считаю, это действительно большой вклад в будущее. Если не заниматься экологией, это нанесет большой вред окружающей среде и людям. Самое главное, себя найти в жизни, и в этом направлении уже приносить пользу.
Большой вклад Алены — участие в ликвидации последствий разлива мазута в Анапе. Напомним, в середине декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», произошел разлив топлива. По данным Минтранса России, при крушении были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тысячи тонн мазута. В Краснодарском крае, Крыму и Севастополе введены режимы ЧС регионального характера, также действует федеральный режим ЧС.
Когда Алена увидела новости о нефтеразливе, то сначала даже не предполагала его масштабы катастрофы. Когда поняла всю глобальность ситуации, то нашла контакты волонтеров, чтобы уточнить, как помочь. Добровольцы ответили, что гуманитарной помощи хватает, но нет рук. Информация пришла перед новогодними праздниками, и Алена решила потратить длинные выходные и дополнительные дни, чтобы помочь в уборке пляжа от мазута.
— Я понимала ответственность, что это может быть опасно для здоровья, — вспоминает Алена. В путь она отправилась с Викторией Юркиной, которая единственная отозвалась на призыв поехать вместе помогать в Анапу.
Изначально девушки поехали на очистку пляжа от мазута. На место они прибыли днем 31 декабря, и на праздники именно этот штаб закрыли. Круглосуточно и без перерывов работал другой штаб — там надо было отлавливать и отмывать птиц.
— В момент, когда мы приехали на место, слезы нельзя было сдержать. Это страшно. Когда ты видишь, что птица мучается и может погибнуть от последствий катастрофы — это тяжело. Важно было собраться с силами, справиться с эмоциями и действовать, — отметила Алена.
Сначала девушки хотели поработать до вечера и ночь 1 января встретить за праздничным столом, но остались:
— Когда мы с Викторией начали работу, остановиться было уже невозможно — птицы нуждались в нашей помощи, и мы чувствовали ответственность перед ними. Под бой курантов мы на пять минут собрались, поздравили друг друга, потом разошлись работать дальше.
В праздничную ночь также работали местные жители:
— На самом деле я была восхищена местными жителями, их отзывчивостью и помощью. Они первыми выходили убирать пласт мазута на побережье. В новогодние праздники, когда мы занимались мытьем птиц, местные жители вставали из-за столов и отправлялись на их отлов. Отлов проводился ночью, поскольку именно в темное время суток птиц легче всего поймать — они тогда чаще появляются на берегу. У нас был огромнейший поток привоза птиц, мы первые дни до 3 января в авральном режиме работали, чтобы отмыть и оказать помощь каждой. Это правильно, потому что уже начиналось падение температуры. Это еще большая вероятность погибнут: чем больше птица находится в контакте с мазутом, тем больше получает интоксикацию. Так что очень хорошо, что они так поступили.
Жители Анапы в целом показали большое неравнодушие. Они кормили добровольцев, приносили ветошь. Одна местная семья совершенно бесплатно предоставила волонтерам жилье.
— Однажды поздним вечером, когда запасы ветоши в штабе подошли к концу, мы объявили общий сбор. Вскоре появилась скромная пожилая женщина с пакетом, внутри которого оказалось прекрасное добротное постельное белье. У нее слезы на глазах: «Спасибо большое, что приехали помогать».
Штаб птиц был расположен в автомойке. Ее хозяин узнал о разливе, остановил деятельность и отдал помещения волонтерам. Один отсек занимался первичной помывкой птиц: клюв, глаза, шея, желудок. Во втором после заклеивания клюва мыли тело. Третий — стационар с уходом. Птиц надо было кормить и поить по часам, менять подстилки, следить за температурой.
— Среди нас были ветеринарные врачи, нередко работавшие круглые сутки напролет, так как таких специалистов было мало. Они внимательно следили за состоянием птиц, оперативно предоставляя необходимую помощь прямо на месте. Каждый проявлял максимум заботы и внимания к своим подопечным пернатым пациентам. Важность своевременности была очевидна каждому: после поимки птицы нужно было успеть провести все необходимые манипуляции в течение первых двух часов, чтобы обеспечить ей возможность нормально питаться и пить воду, — объясняет Алена.
Мыли птиц бытовой химией, этот способ подсказали другие добровольцы, участвовавшие в подобных ликвидациях. Четкого расписания не было, из-за нехватки людей смены могли длиться по 12 часов. Как пойдет день, тоже нельзя было предсказать. Волонтеров направляли туда, где была наибольшая необходимость: кто-то резал ветошь, кто-то принимал гуманитарную помощь, кто-то помогал другим в работе с птицами, кто-то искал недостающие медицинские инструменты и материалы, а кому-то поручалось отправиться на отлов пострадавших птиц.
— Выходят на улицу и кричат: «Кто может делать то-то и то-то?» — Ты поднимаешь руку: «Я». — И идешь делать. В моменте решается вопрос.
К волонтерам попадали в основном попадали поганки и гагары, некоторые из них были краснокнижными видами. Важно было при помывке не повредить лапы, сильно не тереть тельце и быть очень осторожным:
— Промывая птицу, каждый осознавал особую ответственность момента. Необходимо было осторожно очистить клюв и желудок, ведь любое неверное движение могло причинить вред животному. Эта работа требовала не только физической выносливости, но и огромной внутренней силы, терпения и концентрации, чтобы каждое прикосновение приносило пользу, а не страдание.
Некоторых птиц отмывали долго, другие были немного чище, с некоторых мазут буквально стекал. Волонтеры могли передавать их по цепочке между отсеками или в несколько рук работать над одной. По словам Алены, схемы менялись, потому что добровольцы искали самую подходящую, чтобы птицам было удобно. Не обошлось без смертей прямо в штабе, никто не мог предположить, на каком этапе погибнет птица. Ее мало отмыть и накормить, воздействие токсинов даже у вычищенного пернатого могло оказаться слишком сильным. Так из-за инфекции в одном из стационаров массово погибли все спасенные.
— Радовались каждой живой отмытой птице. Чудес не было, но в тот миг объединились сердца многих людей, протянувших руку помощи природе и друг другу. Даже если выжила хотя бы одна птица, что прошла через наши руки, это уже большая победа.
При работах необходимо было соблюдать меры безопасности: костюмы, маски, очки. Волонтеры принимали препараты с сорбционными и детоксикационными свойствами перед, во время и после смены, для них были обязательны были пятиминутные перерывы, чтобы подышать свежим воздухом. Лекарства Алена и Виктория закупали сами, финансовую помощь оказали друзья, близкие, коллеги. На разливе они пробыли неделю, но избежать интоксикации не удалось. Алена получила ее в последний день из-за близкого контакта с мазутом: надо было мыть грязные сапоги для ловцов птиц, в итоге именно там она надышалась испарениями, хотя была в средствах защиты. После еще три дня чувствовала себя плохо, хотя продолжала прием препаратов.
Пляжи до сих пор чистят. После самой Алены из Коми туда отправились еще несколько групп. Пример одного вдохновил множество:
— Я рада, что послужила примером. Я знаю, что люди поехали, некоторые даже писали: «Алена, мы хотим поехать. Расскажи, как ты жила, где обустраивалась». Я им помогала. Мы разговариваем с одной девушкой, которая говорит: «Я хочу поехать, но очень боюсь». Я ей все рассказала, страхи развеялись. Она мне через 10 минут позвонила: «Алена, я рассказала подруге, она едет со мной». На утро она мне говорит: «Мы рассказали третьей подруге, она едет с нами». В итоге они собрались и поехали. Я считаю, что это замечательно, что наша с Викой поездка послужила примером. Чем больше нас туда поехало, тем больше помощи было. Возможно, быстрее мы устраним последствия катастрофы, спасем большее количество птиц. Это для меня пример — быть другом каждому человеку в окружении, быть отзывчивым и помогать, когда ты можешь.
Алена планирует поехать второй раз в Анапу, если будет массовый сбор. Сейчас в стационарах люди есть, и ситуация не критичная.
Помощь в ликвидации экологической катастрофы — не единственный повод для гордости у Алены. Она курирует акцию «Речная лента» по очистке берегов водных объектов в Коми. Это масштабная работа, приезжали в республику даже коллеги из министерства природы России. В 2022 году регион был в ТОП-10 по уборке берегов водных объектов по России.
— Наш труд с коллегами несет важное значение, и мы отчетливо понимаем всю значимость наших усилий. Порой плоды нашей деятельности проявляются лишь спустя годы, и мгновенных результатов ждать не приходится. Поэтому нам остаётся верить в правильность выбранного пути, любить и делать своё дело искренне и преданно, — подчеркивает Алена.
Сам регион тоже гордость его жителей:
— Я люблю путешествовать по России. Везде хорошо — дома лучше. Люди у нас очень гостеприимные, особенно это гостеприимство я познала в Воркуте. Мне очень нравится наша природа. Вдохновляют бескрайние леса, реки. У нас очень красиво. Я считаю, что мне повезло родиться в такой республике.
БНК