Воздушный фронт Дмитрия Овсянникова
Он прошёл путь от простого рабочего до генерал-майора авиации, Героя Советского Союза. На счету выпускника Реутовского аэроклуба Дмитрия Никитовича Овсянникова два десятка вылетов, огромное количество уничтоженных танков и бронетранспортёров противника, есть даже потопленный миноносец.
Родился Дмитрий Никитович Овсянников 29 декабря 1923 года в селе Нижняя Любовша Новодеревеньковского района Орловской области в крестьянской семье. Перед войной он приехал в Балашиху. В 1940 году окончил вечерний Балашихинский механический техникум. Одновременно работал токарем на заводе № 120 в Балашихе (сейчас БЛМЗ). Учился в Реутовском аэроклубе, который базировался в деревне Чёрное.
В январе 1941 года был призван Реутовским райвоенкоматом в ряды Красной армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и служил лётчиком-инструктором в учебно-тренировочном авиаполку 8-й воздушной армии. И только летом 1943 года была удовлетворена одна из многочисленных просьб младшего лейтенанта Овсянникова об отправке его на фронт.
На передовой Дмитрий оказался в августе 1943 года. Его направили служить лётчиком 74-го гвардейского штурмового авиаполка. Тогда шли бои за освобождение Донбасса. Первый вылет Овсянников совершил на станцию Снежное, что в 80 километрах от Донецка.
Дмитрий отбомбился удачно – на железнодорожных путях возник серьёзный пожар, уничтоживший много эшелонов с вражеской техникой и три паровоза. Но и ему досталось – вернувшись на аэродром, Овсянников обнаружил в фюзеляже несколько пробоин от зенитных снарядов.
В те дни группа старых шахтёров освобождённой части Донбасса обратилась с письмом к советским воинам. Пришло оно и в полк Овсянникова. В послании было сказано следующее: «Очищайте от вражеской нечисти наши замечательные шахты и заводы, чтобы снова цвёл и славился наш Донбасс!».
И они очищали Донбасс от нечисти. В начале сентября войска Южного фронта освободили Макеевку, а 8 сентября – город Сталино (ныне Донецк).
В ноябре 1-я гвардейская штурмовая авиадивизия оказывала поддержку с воздуха советским войскам, которые пытались форсировать Днепр. В ноябре 1943 года четвёрке «Илов», в составе которой был и самолёт Овсянникова, была поставлена непростая задача – разбомбить сооружённый гитлеровцами понтонный мост через Днепр в районе села Большая Лепетиха.
Пока другие самолёты подавляли зенитные батареи, Овсянников вслед за ведущим пошёл на цель. Несмотря на сильный зенитный огонь, обе машины прорвались к мосту и, пикируя на него с высоты двухсот метров, прямым попаданием бомб и снарядов разрушили значительную часть понтонов. В результате отходившие в этом месте войска противника не сумели переправиться через Днепр и были разгромлены нашими подразделениями.
«Большое внимание уделялось в частях повышению тактического мастерства лётчиков, – писал В.О. Королёв в книге «Гвардейцы первой штурмовой». – Росту боевого мастерства способствовали лётно-тактические конференции. Выступающим было что сказать и чем поделиться с однополчанами. Каждый из них имел солидный фронтовой опыт и, кроме того, много потрудился, чтобы творчески осмыслить и обобщить положительные примеры боевых действий не только в своём, но и в других полках. Майор С.В. Григоренко, например, рассказал о поучительном воздушном бое, который вела его группа 30 августа в районе Таганрога. Он подробно анализировал воздушные бои, проведённые группами И.А. Воробьева 20 августа и Д.Н. Овсянникова 23 августа 1943 года».
С освобождением Правобережной Украины перед советскими войсками встала задача изгнать немцев из Крыма. Зажатые в Крыму войска противника возлагали большие надежды на заранее возведённые укрепления на Перекопе, южнее Сиваша и на Керченском полуострове.
8 апреля 1944 года 4-й Украинский фронт перешёл в наступление. Овсянников участвовал в боях в районе Перекопа, Симферополя, Бахчисарая, Севастополя. За время штурма Севастополя самолёты дивизии, в которой служил Д. Н. Овсянников, 462 раза поднимались в воздух, чтобы нанести удары, главным образом по целям на поле боя, а также по аэродромам и кораблям противника.
В дальнейшем 1-я гвардейская авиадивизия была переброшена в Белоруссию, где вошла в состав 3-го Белорусского фронта. На четвёртый день наступательной операции «Багратион» лейтенант Овсянников вылетел на штурмовку подходивших резервов противника, которые подвозились по железной дороге в район восточнее города Борисова – у станции Коханово. По приказу ведущего лётчики били только по паровозу и железнодорожному полотну. Аналогично действовали и другие группы. Звено Овсянникова четыре раза заходило на цель и разбомбило эшелон, а также создало на железной дороге затор, отрезав ещё двадцать вражеских эшелонов.
К исходу 28 июня войска 3-го Белорусского фронта подошли к реке Березина. А 1 июля 5-я гвардейская танковая армия, сломив сопротивление немецко-фашистских войск, освободила город Борисов. Советские войска начали продвигаться вдоль автомагистрали к Минску.
Здесь наземным войскам помогали штурмовики. Шестёрка «Илов» Овсянникова штурмовала колонну гитлеровской техники северо-восточнее Минска, уничтожив десятки фашистских танков и автомашин. К исходу 3 июля столица Белоруссии была освобождена. Восточнее Минска в окружение попали 105 тысяч вражеских солдат и офицеров. В ликвидации окружённого противника большую роль сыграла авиация, в том числе и части 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии.
Наступление советских войск было стремительным. Уже 5 июля войска 3-го Белорусского овладели крупным городом Молодечно и устремились к столице Литвы – Вильнюсу.
Звено лейтенанта Овсянникова участвовало 9 июля 1944 года в уничтожении понтонного моста через реку Неман в районе литовского города Юрбаркас. Мост был разрушен полностью. Но бомб у Овсянникова ещё хватало. Он обнаружил баржу, перевозившую вражеских солдат. Дмитрий повёл свой «Ил» в пике и сбросил смертоносный груз точно на палубу баржи, которая вскоре затонула.
На обратном пути его самолёт атаковали вражеские истребители. Но поживиться им не удалось. Более того, Овсянников сам открыл огонь и сбил вражеский «мессер».
В середине января 1945 года началось мощное наступление советских войск в Восточной Пруссии. Авиация 1-й воздушной армии под командованием генерала Т. Т. Хрюкина должна была направить основные усилия на содействие ударным группировкам при прорыве обороны противника и развитии успеха в глубину.
1-й гвардейской штурмовой авиадивизии командование поставило следующую задачу – поддержать ударами с воздуха войска 5-й армии при прорыве обороны противника и обеспечить ввод в прорыв в полосе наступления этой армии 2-го гвардейского танкового корпуса.
Готовились к операции тщательно. Например, 30 декабря на лётно-тактическом учении, в котором принимали участие танкисты со своей техникой, отрабатывалась тема «Сопровождение штурмовиками танкового корпуса, введённого в прорыв». Проводились и командно-штабные учения на картах.
К тому времени лейтенант Овсянников был командиром звена 74-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, входившей в состав 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
Наступление войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии началось 13 января 1945 года. Овсянников ежедневно совершал боевые вылеты. Поддержка авиации оказалась необходимой и очень своевременной. Два полка вражеской пехоты при поддержке танков 14 января контратаковали соединения 5-й армии. Завязались упорные бои. На помощь наступающим советским войскам пришла штурмовая авиация.
В одном из вылетов в районе города Шталлупёнен Овсянников обнаружил скопление танков и автомашин. Три раза он вместе со своими ведомыми заходил на цель. В результате было уничтожено несколько фашистских танков и до десятка автомашин с грузами.
А через несколько дней Овсянников со своим звеном получил задачу уничтожить вражеские батареи в районе города Гумбиннен (сейчас он называется Гусев). И вновь штурмовики трижды атаковали позиции врага, подавив огонь немецкой артиллерии, а затем обрушились на фашистские танки, контратаковавшие наши позиции.
В феврале 1945 года войска 3-го Белорусского фронта вышли к побережью Балтийского моря. Здесь их встретили залпы орудий вражеских кораблей, находившихся в бухте Нейкурен. Пока две пары штурмовиков отвлекали внимание гитлеровских истребителей, звено Овсянникова нацелилось на один из миноносцев.
«В составе семёрки «ильюшиных» Овсянников вылетел в район Нейкурена на Балтийское море, – писал о том подвиге В. О. Королёв в книге «Гвардейцы первой штурмовой». – Цель отыскали без особого труда. Здесь пригодились ПТАБы (советская противотанковая авиационная бомба калибром 2,5 кг. – Прим. автора), которые, как оказалось, можно с успехом использовать для борьбы не только с «тиграми» и «фердинандами», но и с морскими объектами. Штурмовики снизились до высоты 200 метров и сбросили все бомбы на палубу корабля. Миноносец потерял ход, накренился и медленно затонул.
Другие звенья повредили ещё два корабля. Это позволило соединениям 2-й гвардейской армии продолжить успешное наступление».
К февралю 1945 года Овсянников совершил 168 боевых вылетов, уничтожил 11 танков, 60 автомашин, а также много живой силы противника. Сбил два самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Дмитрию Никитовичу Овсянникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После ликвидации вражеских войск, прижатых к заливу Фришес-Хафф, войска 3-го Белорусского фронта уничтожали противника в Кёнигсберге и на Земландском полуострове. Только за четыре дня штурма города-крепости советские лётчики совершили более 14 тысяч самолётовылетов.
После войны Д.Н. Овсянников продолжал службу в армии. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Много лет прослужил на ответственных должностях в Главном штабе ВВС. В 1978 году Овсянникову было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.
В запас он вышел в декабре 1979 года. Жил в Москве. Читал лекции в Доме авиации и космонавтики, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, в том числе в Реутове и в Балашихинском районе.
Умер 13 июля 1998 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4). Памятная мемориальная доска в честь Дмитрия Никитовича Овсянникова установлена на Аллее Героев в Балашихе.
Алексей Галанин