Не годился, но восхищал. Сергею Гомоляко – 55 лет
Таких давно нет, и не будет, потому что Сергей Гомоляко в истории российского, отечественного и мирового (да-да, и мирового) хоккея занимает свое особое место, на которое другие и не претендуют. Его можно приводить как пример единичный, он выламывается из всех категорий и рейтингов, его карьеру можно назвать «казусом Гомоляко», и все потому, что за последние полвека не было в большом хоккее человека, настолько внешне несовместимого с самой стремительной игрой нового времени.
То, что он при этом своем несоответствии общепринятым параметрам обладал удивительным талантом, способным прошибать самые закоснелые тренерские представления о прекрасном, есть второе чудо. А третье – не чудо, а скорее, боль и печаль – как при этой неповторимости его, по большому счету, умудрились «не заметить», и хоккей, прежде всего российский, взял от Гомоляко-игрока лишь малую часть того, что тот мог и всегда хотел ему дать.
Тем, кто был свидетелем этого «чуда на льду», не хватало, пожалуй, отстраненного взгляда, способности увидеть в обыденности - уникальное. Впрочем, это мало бы на что повлияло, на руках Сережу Гомоляко и так носили. Правда, нечасто и недалеко. Тут Сергей Юрьевич вправе на меня обидеться за то, что начал с подчеркивания главной отличительной особенности – он и тогда все эти разговоры, а тем более вопросы про, мягко говоря, лишний вес, не любил. Ну а как еще мне объяснить нынешнему молодому, и даже не очень молодому читателю, особенность Гомоляко-хоккеиста, не прибегая к конкретике?
Ну вот смотрите. Согласно заявке «Трактора» на сезон 1994/1995 года напротив фамилии нападающего Гомоляко стоит: рост – 190, вес – 120 (полагаю, условные 120). Для того, чтобы с такими данными просто входить в состав клуба элитного дивизиона, нужно обладать какими-то особыми качествами. Для того, чтобы еще и играть на высочайшем уровне, уровень мастерства должен быть где-то близок к гениальному. Так, в общем-то, и было.
Завершая не очень приятный для фигуранта, но необходимый, как мне кажется, ввод в тему, поясню, что проблема с лишним весом (а это не два-три килограмма, из-за которых нынче случается, возникают скандалы, а «тридцать плюс» или больше!) была связана с нарушением обмена веществ, проявилась она в достаточно раннем возрасте, решение долго не находилось, а нашлось тогда, когда Сергею Юрьевичу было уже за 30.
Может, улетел бы в Калгари в начале 90-х, где его очень ждали – там бы, возможно, разобрались, подобрали бы курс лечения и диету, но перед самым тренинг-кемпом Гомоляко порвал ахилл, и момент был упущен. А у нас как-то было не до этого, все отложилось надолго, приведение в норму в конце концов состоялось, но уже тогда, когда игровая карьера шла к финишу. Так что запомнили мы Сергея Гомоляко таким, каким он был практически все время, пока играл. Играл божественно.
…«Финал четырех» Евролиги в Лугано-2000 стал турниром Гомоляко. Нет, он не вошел в символическую сборную, он даже не забросил ни одной шайбы, но Гомоляко в том феврале был главной звездой, ему проходу не давали. Ни до, ни после такого обожания со стороны болельщиков, в подавляющем большинстве нейтральных, я больше нигде не видел.
В полуфинале действующий обладатель «Сильвер Стоуна» к началу третьего периода горел системному финскому ТПС 0:3, но духом команда не пала, «достаточно было камешка», как потом скажет Гомоляко, и камешек этот он и пустил вниз по склону – «после фирменной паузы бросил с острого угла, шайба от голкипера срикошетила в перекладину, спикировала на пятачок, а там уже рубившийся в жесткой схватке с соперниками Олег Микульчик добил ее в ворота». За восемь минут в ворота финского чемпиона влетели четыре шайбы, и, кажется, сам воздух на арене «Резега» звенел.
«В майках с номером и фамилией капитана «Магнитки» были замечены с десяток болельщиков (не магнитогорских!), в основном женского пола. В финале зрители дождались и бенефиса, с восторгом встречая каждый финт и бросок своего любимца. В один из моментов Гомоляко пошел в проход из своей зоны, на немыслимом вираже обыграл защитника «Спарты», держа клюшку одной рукой, потерял было шайбу, вернул ее ногой, пнув с лету по-футбольному – зал зашелся от восторга.
Оба гола у победителей забил Андрей Разин, но капитану «Металлурга» досталось не меньше аплодисментов. По прилету встреча была сумасшедшей, а когда Сергей Гомоляко добрался, наконец, до дома, на двери он увидел соседский детский рисунок с трогательной надписью «Дядя Сережа, мы тебя любим!». Да его все любили.
Еще никто не мог даже подумать, что в следующий сезон двукратные победители Евролиги вступят без дюжины триумфаторов Лугано, а Сергей Гомоляко будет забивать уже за Тольятти, «Магнитке» в том числе. Но пять с лишним магнитогорских лет в конце столетия для него так и останутся лучшими.
…Областной центр долгое время не считал достижения магнитогорцев своими, и все из-за того, что авторами их во многом были экс-лидеры «Трактора» во главе с Валерием Белоусовым. Уход Сергея Гомоляко был воспринят челябинскими болельщиками особенно болезненно, но куда было ему уходить, как не к Белоусову, который в середине 90-х тоже покинул Челябинск не от хорошей жизни?
Конечно, Сергей Гомоляко - коренной челябинец, хотя начальное хоккейное образование получал в Уфе, где восемь сезонов за «Салават Юлаев» выступал его отец. Воспитанник челябинского хоккея Юрий Гомоляко в чебаркульской «Звезде» играл в одном звене с Валерием Харламовым, а главная его хоккейная заслуга – сын. Сережу в хоккейной школе «Салавата» тренировал Василий Деркач, но шлифовал талант сына именно Юрий Петрович.
Когда к 15-летнему Сергею пришли первые серьезные успехи, Гомоляко-старшего пригласили в школу «Трактора», так состоялось их возвращение в Челябинск. Младший здорово начал в челябинском «Металлурге» у Анатолия Картаева, первый свой матч за команду мастеров 16-летний дебютант провел в качестве центра в звене с такими зубрами челябинского хоккея, как Николай Шорин и Михаил Природин. В «Трактор» Сергея волевым порядком пригласил Геннадий Цыгуров.
Именно Геннадий Федорович взял двух своих подопечных, Сергея Гомоляко и Сергея Тертышного на юниорский чемпионат Европы-1988 в Чехословакию, где команда, за которую выступали Сергей Зубов, Павел Буре, Вячеслав Козлов и другие будущие звездочки, одно очко уступила хозяевам и финнам. В январе 1989-го уже в составе молодежной сборной и в компании с теми же Зубовым и Буре, а также с Сергеем Федоровым, Александром Могильным, Романом Оксютой, Дмитрием Христичем, Виктором Гордиюком Сергей Гомоляко стал чемпионом мира. Это были розы, шипы тоже не миновали, что вылилось в дисквалификацию на полтора года.
Специалисты считают, что новое восхождение «Трактора» началось именно с Сергея Гомоляко, и с того момента, когда бразды правления взял в свои руки Валерий Белоусов. В 22 года команда выбрала Гомоляко капитаном. В этот же сезон «Трактор» по всему должен был сыграть в финале Кубка МХЛ, и лишь нелепая случайность на стадии полуфинала оставила команду «бронзовой». Виктор Тихонов готов был взять лидера «Трактора» в Лиллехаммер, но в самом начале февраля на последнем сборе диагноз «межпозвоночная грыжа» довел Гомоляко не до Олимпиады, а до больничной койки.
…В Магнитогорске это уже был тот Сергей Гомоляко, который «не годился» для сборной, но восхищал всех, кто его видел. «Самыми умными в мире» назвали его руки еще канадцы (хотя умных рук без умной головы не бывает). Их ему «отрубали» всегда, после матча смотреть было страшно. Его не освистывали даже тогда, когда он мог прямо во время своей смены опереться на бортик и передохнуть. Его не отправляли «на пенсию», когда он весь матч мог «ходить пешком». Его не стыдили за пассивность, когда Гомоляко был сам по себе, а игра сама по себе. Потому что знали – даже в самых неудачных своих матчах он может сделать результат. Одним движением, одной передачей, одним каким-нибудь немыслимым броском.
«Тихоходный» и вызывающе грузный Гомоляко мыслил быстрее всех, обладал убийственным и почти невидимым для вратарей кистевым броском (как-то решил обыграться со своим вратарем, который не уловил движения, как и все мы, обнаружив шайбу уже за спиной), мог пойти к воротам прямо по центру, «протекая» между двух, а то и трех обороняющихся, за воротами легко переводил игру в режим «замедленной съемки», и после такой немыслимой паузы следовал кинжальный пас – да легче сказать, чего он не умел, вернее, не мог. Вот – не мог быстро бегать, чего ему и не нужно было.
Как-то в Новогорске на «Дне открытых дверей» во второй половине 90-х я озвучил мысль, что сборной России не хватает Гомоляко. В ответ услышал смех. Я не успел сказать, что нам давно не смешно на чемпионатах мира. Что «Русский хоккей – это Гомоляко», если бы мир видел его в форме национальной сборной. Что проигрывать уныло и серо, как оно в основном и было, мы уже народ приучили.
Зря кипятился. Исключительность таланта Гомоляко признавали все, а доверял ему только Валерий Белоусов. Он работал с Сергеем как с тончайшим и сверххрупким прибором. Так его чувствовать никто не мог – это было квинтэссенцией того, что называется «индивидуальным подходом». Не особых условий требовал Гомоляко, это никакая команда не потерпит – а учета индивидуальных особенностей.
Но Белоусов главным тренером сборной никогда не был. А на клубном уровне их уникальное многолетнее сотрудничество по большому счету завершилось после второго золотого европейского сезона. Потом они снова на короткое время встретятся в Магнитогорске, но это уже на излете золотого магнитогорского периода для обоих. У Валерия Константиновича еще будут победы, и лебединую свою песню он споет в родном «Тракторе», а у Сергея Юрьевича после тяжелейшей травмы глаза не получится возвращение в «Трактор» в качестве игрока, зато он возьмет свое на другой стезе.
…По всем параметрам Сергей Гомоляко – один из самых успешных хоккейных функционеров последнего десятилетия. Он прошел большой и непростой путь в КХЛ, научился разбираться в хитросплетениях многотрудной скаутской и менеджерской работы, которая остается в основном невидимой для рядового болельщика, обрел авторитет и заслужил уважение в хоккейном мире, помог и родному «Трактору», и родному «Металлургу», в двух Кубках Гагарина которого есть и реальный вклад Сергея Юрьевича Гомоляко. Особенно это касается его деятельности на посту спортивного директора «Магнитки» в последние четыре года, и вдвойне особенно – в завоевании «Магниткой» Андрея Разина Кубка Гагарина-2024. Не было бы Сергея Гомоляко – наверное, не было бы и этого абсолютно сенсационного успеха.
То, что на исходе сентября прошлого года им пришлось расстаться – не предмет сегодняшнего рассказа, «поздравительный» жанр - не аналитика и тем более не расследование. Рана свежая, боль живая, надо, чтобы зажило.
Сергей Гомоляко остается, может быть, самым недооцененным хоккеистом самой трудной эпохи отечественного хоккея. Но он в своем «втором периоде» во многом восполнил то, что ему не додала судьба.
Но еще не до конца восполнил. У него еще есть третий период.
Досье
Сергей Юрьевич ГОМОЛЯКО
Родился 19 января 1970 года в Челябинске.
Именные стяги – под сводами «Арены Металлург» в Магнитогорске, и под сводами «Арены Трактор» имени Валерия Белоусова в Челябинске.
Карьера игрока: 1986-1987 - «Металлург» (Челябинск), 1987-1995 – «Трактор» (Челябинск), 1995-2000 – «Металлург» (Магнитогорск), 2000-2001 – «Лада» (Тольятти), 2001-2002 – «Северсталь» (Череповец), 2001-2002 – «Химик» (Воскресенск), 2002-2003 – «Мечел» (Челябинск), 2002-2003 – «Металлург» (Магнитогорск), 2003-2004 – «Салават Юлаев» (Уфа), 2004-2006 – «Мечел».
Достижения: чемпион России 1999, серебряный призер 1998, бронзовый призер 1993, 1994, 2000. Обладатель Кубка России 1998, финалист Кубка МХЛ 1996.
Чемпион Евролиги 1999, 2000.
Победитель Приза «Известий» 1992. Чемпион мира среди молодежи 1989. Бронзовый призер юниорского чемпионата Европы 1988.
Карьера тренера и спортивного функционера: 2006-2007 – «Витязь» (Чехов), ассистент; 2007-2008 – «Витязь», 2010-2011 – «Русские Витязи» (Чехов), 2011 – «Автомобилист» (Екатеринбург), ассистент; 2011-2012 – «Металлург» (Магнитогорск), ассистент; 2012-2014 – «Металлург», начальник команды; 2014-2016 - «Трактор» (Челябинск), вице-президент по хоккейным операциям; 2018-2019 – СКА (Санкт-Петербург), менеджер по селекции и развитию молодых игроков; 2018-2019 – глава скаутской службы сборных России, генеральный менеджер студенческой сборной России; 2019-2020 – ХК «Сочи», спортивный директор; 2020-2024 – «Металлург», спортивный директор.
Достижения: обладатель Кубка Гагарина 2014 (как начальник команды), обладатель Кубка Гагарина 2024, финалист 2022 (как спортивный директор).