приграничью Брянщины?
Программа комплексного восстановления и развития пострадавшей от ударов ВСУ Брянской области разработана. Рассчитана она до 2030 года. На первый этап, который продлится с 2025-го по 2027-й, уже обеспечено финансирование в размере 12 миллиардов 240 миллионов рублей, сообщили региональные власти.
Деньги есть, но вы держитесь?
«Единственное жильё пожилых людей может рухнуть в любой момент», – поведал военкор Евгений Шульга.
Он родом из посёлка Белая Берёзка Трубчевского района Брянской области, который в очередной раз серьёзно пострадал 25 сентября. Один из снарядов тогда попал прямо в частный дом по улице Комсомольской, пробив крышу и стены. Кирпичный фасад, на котором зияет огромная дыра, пошёл волнами и весь рассыпается. Но в этих опасных условиях остаются жильцы.
«В момент прилёта мы с мужем были на кухне, нам просто повезло, потому что от комнаты ничего не осталось. Дом с супругом строили вдвоём всю жизнь, и кроме этого дома у нас ничего нет, ничего не осталось», – рассказала в опубликованном видео жительница Белой Берёзки Татьяна Коленникова.
На этот пост в соцсетях отреагировали местные чиновники, уточнив, что семье была незамедлительно предложена двухкомнатная квартира для проживания на время проведения капитального ремонта.
А пострадавшая ответила, что в ту муниципальную квартиру никто не хочет въезжать: на многоквартирный дом ещё чаще совершаются налёты, там уже две недели как пробита крыша, которую не торопятся латать. Впрочем, и на Комсомольской до восстановления далеко – необходимая сумма всё ещё устанавливается, ведь такой дом далеко не единственный.
«В сентябре в нашем посёлке большое количество домов и квартир получили повреждения – 16 из них пострадали серьёзно, 2 дома сгорели. В настоящее время продолжают находиться под присмотром медиков шесть жителей, в том числе ребёнок. В ближайшее время будут назначены выплаты: по 75 тысяч рублей за частично утраченное имущество, единовременные выплаты по 15 тысяч 675 рублей каждому члену семьи», – уточнила глава администрации посёлка Белая Берёзка Ирина Садовская.
Брянцы возмутились: выплата мизерная, за 75 тысяч разве что кровать купишь и немного техники на кухню. Но и этих денег ещё дождись...
Хотя в масштабах региона расходы получаются приличные. Губернатор Александр Богомаз на днях отметил, что на возмещение ущерба людям уже выплатили почти 2 миллиарда рублей из областного бюджета. Теперь на помощь придут и федеральные средства.
Насколько прозрачная арифметика?
Всего на первый этап масштабного восстановления Брянщина получила больше 12 миллиардов рублей – вдвое меньше Белгородской области, которая пострадала намного сильнее.
«Предусмотрена компенсация гражданам за утраченное жильё на сумму более 2 миллиардов рублей. Но стоит отметить, что программа – это «живой» документ, в который на постоянной основе будут вноситься изменения, корректироваться показатели и объёмы финансирования. Сейчас совместно с местными властями продолжается сбор информации по запросам жителей пострадавших населённых пунктов. На первом этапе планируется восстановить повреждённые объекты, обеспечить функционирование ключевых точек инфраструктуры», – уточнил директор департамента экономического развития Брянской области Михаил Ерохин.
Собираются возродить также пострадавшие школы, учреждения культуры, электрические подстанции, базовые станции сотовой связи, отделения почты, дороги. А ещё – компенсировать ущерб бизнесу и дополнительно поддержать экономическую активность как пострадавших территорий, так и всей области. И обеспечить безопасность.
Особо отмечается, что одна из главных задач – восстановить численность населения в пострадавших населённых пунктах. А чтобы люди возвращались на малую родину, нужно создавать не только комфортную социальную среду, но и рабочие места.
Правда, пока из той же Белой Берёзки люди по возможности бегут – в Трубчевске или Брянске снимают квартиры, цены на которые только растут...