Приоритет регионам. План ускоренного развития России почти готов
Во второй половине 2022 года стало окончательно ясно, что русская экономика не просто выдержала все санкционные удары Запада, но и успешно их преодолела и вышла на новый этап своего развития. Кратко охарактеризовать его можно следующим образом - суверенное развитие с опорой на собственные силы. То, к чему годами призывали государственники, наконец-то случилось. Увы, определенное время было потеряно, но причитать по этому поводу нет сейчас никакого смысла. Сосредоточимся на другом.
Тогда же, в конце 2022 года Владимир Путин поставил правительству шесть задач на 2023 год: переориентация торговли, укрепление технологического суверенитета, опережающий рост обрабатывающей промышленности, финансовый суверенитет, рост доходов граждан, защита материнства и детства. Отмечу, что сама формулировка вышеназванных принципов говорит о новой парадигме развития русской экономики. Если же говорить непосредственно о практике, то, как показывают результаты 2023 года, правительство по большей части справилось с поставленными задачами. Соответствующие цифры я привожу регулярно, поэтому сейчас не буду лишний раз забивать ими публикацию.
Впрочем, 2023 год можно назвать в определенной степени переходным и даже “нулевым” этапом новой парадигмы. В одном из предыдущих материалов я писал, что сейчас на завершающем этапе находится шестилетний план социально-экономического развития России
В полном объеме мы его увидим к маю, однако уже сейчас в целом можно определить его основные черты. Так, на том же совещании Президентом был обозначен проактивный характер новой политики:
В предстоящие годы - с учётом вызовов, которые стоят перед российской, да и перед всей глобальной экономикой, - нам нужна именно проактивная, стимулирующая политика, которая позволит на новом уровне раскрыть индустриальный, аграрный, транспортный, высокотехнологичный потенциал России и создавать, модернизировать производства с современными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами во всех субъектах Федерации
Если же уходить дальше в детали, то с уверенностью можно сделать вывод, что немалая ставка будет сделана на регионы. Для этого необходимо менять целеполагание новой версии Стратегии пространственного развития страны, которая будет реализовываться с начала 2025 года.
Сейчас же в ходе подготовительной работы госкорпорация ВЭБ совместно с АСИ организуют региональные бизнес-миссии с целью выявления наиболее перспективных проектов того или иного субъекта. За два месяца уже посещены Калининградская, Тульская, Липецкая, Иркутская области, а также Республика Татарстан. К слову, о проектах Липецкой области я рассказывал в материалах выше.
Задачами мероприятий являются не только выявление, но и поддержка и масштабирование региональных инициатив на как можно большее количество субъектов. Важно, чтобы перспективные наработки развивались и работали именно на региональную экономику, а не перемещались в мегаполисы, как это было ранее.
Здесь не могу не вспомнить историю, озвученную несколько лет назад Натальей Касперской. Так, IT-предприниматель озвучила, что на одном из тренингов в “Сколково” молодым российским разработчикам давали инструкцию, как можно переместиться на Запад и развивать свои проекты там. На удивление, широкое освещение подобного случая не вызвало никакой реакции в чиновничьих кругах. А все потому, что тогда это считалось нормальным: во властных структурах не просто не видели здесь ничего плохого, но и активно стимулировали “переезд” молодых инженеров, конструкторов, айтишников и их проектов на Запад. Ведь они ощущают себя не гражданами России, а “гражданами мира”. Проще говоря, глобалистами. Правильно пару лет назад подобных личностей охарактеризовал Владимир Путин: “Зарабатывают здесь, а живут - там”. Причем не столько в физическом смысле, сколько в ментальном.
К счастью, сейчас подобного практически не осталось. А если где-то и осталось - то выкорчевывается нещадно. Собственно говоря, работа уже упомянутых ВЭБа и АСИ имеет совершенно другой подход. Она направлена на то, чтобы перспективные проекты и инициативы не просто оставались в России, но и не переезжали из своего родного региона. И это абсолютно правильно.
В ходе бизнес-миссий было рассмотрено большое количество амбициозных проектов. Среди наиболее интересных можно выделить тульского производителя кинооборудования Black Unicorn, который обеспечивает своими товарами не только внутренний рынок, но и занимается экспортом. Причем уверенно себя чувствует и на рынках недружественных стран Европы и США.
В Набережных Челнах глава ВЭБ Игорь Шувалов посетил индустриальный парк “Мастер”, где ведут свою деятельность 290 компаний и работают 12,5 тыс. человек. Все предприятия, разумеется, перечислить невозможно, однако отмечу компании “ИндунКлач” (производство ступиц для грузовиков) и “Полихим Системс” (производство клеев и монтажных пен). На первый взгляд может показаться, что это проходные проекты, которых и так имеется большое количество. Что их много - это, действительно, так. Однако суть заключается в следующем. Именно из таких “мелких” деталей и складывалась наша тотальная зависимость от Запада. В результате в час “Ч” оказалось, что мы не производим в достаточном количестве ни комплектующих для автомобилей, ни даже краску для них. Впрочем, сейчас за дело взялись и результаты пока что позитивные. Надеюсь, такими и останутся.
Плюс не могу не упомянуть Калининградскую область, в огромном потенциале которой я убедился лично, посетив в прошлом году ряд профильных мероприятий. Здесь одним из драйверов развития может стать туристическая отрасль. В настоящий момент спрос превышает предложение. Нет достаточного количества гостиничной инфраструктуры плюс ограничены возможности по транспортной доступности. ВЭБ занимается данным направлением и прямо, и косвенно. По первому госкорпорация разрабатывает схему “Русской Балтики” (туристический кластер Калининградской области), по второму - финансирует закупку оборудования для производства среднемагистральных лайнеров МС-21, серийная эксплуатация которых увеличит пассажиропоток как в целом по России, так и в Калининградскую область в частности.
Итак, что имеем в сухом остатке. Работа по регионам идет активно, первоначальный результат также имеется. И важно, что она носит системный характер. Правда для получения большего эффекта необходимо не просто поддерживать региональные проекты, но и масштабировать их на всю страну и выводить на экспорт. Только тогда экономика ряда российских субъектов сможет расти опережающими темпами. Где-то это уже происходит, где-то скоро будет происходить, а где-то еще предстоит поработать. В общем, будем наблюдать.