Прицельный взгляд Токарева. Как ТТ выручал во время войны и после нее
«Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате», — шутили в 1990-х. Пистолет Токарева — самый массовый самозарядный пистолет Великой Отечественной — тогда выручал правоохранителей в противостоянии с бандитами.
Более 1,7 миллиона ТТ сделали конструктора Фёдора Токарева легендарным. Из созданной им винтовки СВТ-40 снайпер Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровских солдат и офицеров. А ещё был пулемёт Максима — Токарева (МТ) — его Красная армия приняла на вооружение 100 лет назад.
Отставка заграничному
Конструктор усовершенствовал пулемёт американца Хайрема Максима, уже выпускавшийся на Тульском оружейном заводе. Из-за веса 90 килограммов оригинальный «максим» был неповоротлив. Токарев заменил водяное охлаждение воздушным, колёсный станок — лёгкими сошками, плюс у пулемёта появились деревянный приклад и спусковой крючок. В итоге МТ стал весить 12,9 килограмма, получив необходимую в бою манёвренность.
Он не считал эту «переделку» чем-то значительным, потому что был сосредоточен на создании ТТ, который в 1930-м приняли на вооружение в качестве первого советского самозарядного пистолета. С его появлением была дана отставка импортным аналогам. Они были тяжёлыми, дорогими в производстве, капризными. У Токарева вес пистолета был 850 граммов, при этом он сохранил мощный патрон, как у иностранных аналогов. Существует легенда, что выполнил конструктор и пожелание Будённого. Однажды в бою маршал не успел выхватить шашку и понадеялся на пистолет, забыв, что у него есть предохранитель. Чудом выжил. Вот и попросил оружие, которое можно выхватить из кобуры и сразу начать стрелять (предохранительный режим у ТТ снимался и устанавливался с помощью курка). Конструктор сам вытачивал каждую деталь будущего пистолета, простаивая у станка по 12–15 часов. В итоге его образец показал лучшие результаты на всех испытаниях (а конкурентов было 17!). Пистолет назвали «Тульский Токарева», сокращённо ТТ, или «тотошка», как ласково называли его в армии за надёжность и высокую убойную силу, превосходящую немецкий вальтер.
Первыми ТТ получили командиры подразделений, сотрудники Смерша и других спецслужб, танкисты и лётчики. Документальным памятником пистолету стала известная фотография времён войны — «Комбат». На ней запечатлён командир, поднимающий в атаку солдат с «Токаревым».
После 1945-го пистолетом вооружили следователей, что нашло отражение в сериале «Место встречи изменить нельзя»: Шарапов во время погони стреляет по бандитам из ТТ.
Царские ордена и Сталинская премия
Лицензия на производство «Токарева» была продана в 50 стран. Но сам Фёдор Васильевич считал главным делом жизни самозарядную винтовку, к выпуску которой шёл 30 лет, начиная с 1908-го, когда прошли её первые испытания в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. Талантливого конструктора лично представили императору Николаю II и выдали премию в тысячу рублей. К июлю 1914 года должен был начаться серийный выпуск. Помешала Первая мировая. Полтора года есаул Токарев командовал на фронте сотней в 29-м Донском казачьем полку. Не единожды был награждён за храбрость. Потом к пяти царским боевым орденам добавятся четыре ордена Ленина и Сталинская премия.
А ведь второй половины жизни у Токарева могло и не быть... В архиве оружейного завода в Ижевске, куда он в 1919 году был командирован ЧК, хранится протокол Военревтрибунала. Его короткое содержание — приговорить инженера Токарева к смертной казни.
Работница перепутала маркировку сталей, и брак производства деталей для винтовок составил 90%. Бывший царский офицер идеально подходил на роль саботажника. В тюрьме среди уголовников и рецидивистов в ожидании исполнения приговора он продолжал изобретать: сконструировал прожарочный аппарат «самовар» для уничтожения вшей на одежде, восстановил паровые котлы, отремонтировал пишущие машинки в канцелярии. Всё это время за него бился заводской коллектив, убеждая, что разбрасываться специалистами, как Токарев, — такой же саботаж. Через несколько месяцев конструктора отпустили и командировали из Ижевска на Тульский оружейный завод, где он проработает 20 лет и создаст свои шедевры.
Ни капли спиртного за всю жизнь
Конкурс на изобретение самозарядной винтовки объявили в 1938-м. Токарев (а ему было уже 67 лет) с учётом имеющихся у него дореволюционных наработок выходит в финал. Победа настолько безоговорочная, что винтовка, ещё не принятая официально на вооружение, получает боевое крещение в Советско-финской войне. Параллельно он дорабатывает конструкцию, снизив вес изделия до 4,3 килограмма.
СВТ-40 была принята на вооружение в 1940 году, сразу следом появился снайперский вариант. Вскоре с фронта Токареву шли бумажные «треугольники». «Человеку, создавшему это оружие, — вечная благодарность от меня», — строки из письма снайпера Пухова, который в поединке против 30 гитлеровцев вышел победителем.
В середине войны конструктор все свои сбережения — 50 тысяч рублей — внёс в Госбанк «на усиление мощи стрелкового вооружения Красной Армии». Сам перебрался в Москву — в квартире сразу установил токарный станок. Стружки и капли масла летели на диван и стол, но он каждый раз был захвачен новой идеей.
Увлёкся и фотоделом — создал первую советскую камеру для панорамных снимков. Его ФТ-2 (фотоаппарат Токарева) получил «Большой приз» в Брюсселе в 1957 году.
Конструктор не дожил одной недели до 97. Похоронили его в Туле (как и завещал) рядом с женой Доминикой, ушедшей на 40 лет раньше.
«Пока дышу — буду работать», — говорил он. Вот и получился трудовой стаж более восьми десятилетий. Отсчёт пошёл с 11, когда был подмастерьем у станичного кузнеца. Потом была учёба у оружейного мастера. Однажды тот, получив деньги за заказ, напился и замёрз в сугробе. На Токарева это произвело такое впечатление, что сам он за всю жизнь не выпил ни капли спиртного.