Правительство все-таки решилось на создание штаба по борьбе с интернет-мошенниками
Несколько лет россияне попадались на удочки преступников из-за бездействия чиновников
Российское правительство решило дать интернет-мошенничеству если не последний, то весьма решительный бой.
Для противодействия виртуальным ворам, обманщикам, вымогателям будет сформирован оперативный штаб, сообщил вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.
В состав штаба войдут представители ключевых федеральных ведомств, Банка России, кредитных организаций, операторов связи и цифровых платформ.
«Основными задачами штаба станут выявление новых мошеннических схем, сбор эффективных мер противодействия и ведение единой базы таких мер. На его площадке также будут вырабатываться предложения по изменению законодательства для усиления защиты граждан от кибермошенников», — раскрыл Григоренко подробности работы создаваемой структуры.
Уже три крупных российских оператора связи: МТС, «Билайн» и Т2 — в один голос заявили, что готовы встать в строй в будущие отряды борьбы с кибермошенниками.
Между тем, в январе-июле 2025 г. было зарегистрировано 424,9 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, сообщал пресс-центр МВД РФ. Это на 2,3% больше, чем за аналогичный период 2024-го.
В общем объеме зарегистрированных преступлений удельный вес IT-криминала поднялся с 38,9% до 39,2%. В пресс-центре подчеркнули, что почти все деяния такого рода (98,2%) выявляются органами внутренних дел.
Общий ущерб от IT-преступлений увеличился на 16% - со 100,5 млрд рублей до 119,6 млрд рублей. Более половины этих правонарушений (51,8%) относится к сфере тяжких и особо тяжких (220,1 тыс).
Анонсированный Григоренко оперативный штаб нужно было создать несколько лет назад, когда страну стала накрывать волна звонков от мошенников, убежден директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
— Это самая очевидная вещь, которая была необходима, когда мошенники начали миллиардами воровать деньги у наших сограждан. Однако вместо создания киберштаба тогда последовали какие-то точечные меры, которые далеко не всегда были эффективными.
«СП»: О каких мерах вы говорите?
— Скажем, блокировка звонков WhatsApp* и Telegram, замедление работы WhatsApp — все это происходило под видом запрета в борьбе с мошенниками, которые легко обошли запреты и продолжают обходить.
Ясно, что нужна структура, в которой различные службы могли бы наладить оперативное взаимодействие и обмен информацией, что позволяло бы в короткие сроки выявлять мошеннические схемы.
«СП»: Что может дать такой обмен?
— Судите сами: операторы связи имеют возможность в своей сети отслеживать странные звонки.
Они наблюдают такие поведенческие паттерны, когда с одного номера телефона производится обзвон, хотя ничего подобного не наблюдалось. Оператор связи имеет возможность отследить, что происходит с этим номером телефона. Конечно, закон «О связи» не позволяет такие звонки блокировать, но вполне можно их притормаживать, чтобы разобраться в ситуации.
Нужно, чтобы у людей была возможность в один клик пожаловаться на подозрительный звонок с номера в случае спама или подозрения на мошенничество.
«СП»: Зато под флагом борьбы с преступниками был внедрен мессенджер МАХ, который называется самым безопасным для россиян.
— К нему тоже много вопросов. В нем почему-то до сих пор нет опции пожаловаться на звонок. Кроме того, в нем могут быть звонки, когда не отображается номер телефона звонящего, что явно свидетельствует о технической проблеме. Если я не вижу входящий номер телефона, значит, не могу пожаловаться на этот профиль, который, вполне возможно, используется аферистами.
Очевидно, что необходим целый спектр совместных решений, в том числе технологических, позволяющих эффективно наладить выявление нетипичного поведения абонентов сетей, банковских клиентов для принятия профилактических мер.
Скажем, если вдруг человек неожиданно собирается снять в банке крупную сумму, необходимо выяснить, не находится ли он под влиянием вымогателей. Я лично неоднократно наблюдал, как сотрудники правоохранительных органов разъясняли гражданину, уже попавшемуся на удочку злоумышленников и собравшемуся переводить средства, что с ним общаются махинаторы, а не спецслужбы, полиция и так далее. Теперь есть надежда, что создание штаба позволит отслеживать преступные цепочки.
«СП»: Почему такой штаб создается только сейчас? Не смогли вовремя распознать масштаб угрозы? Думали, что мошенничества — это разовые случаи, а не хорошо организованное явление?
— Трудно сказать. Одной из ключевых проблем, конечно, является нежелание наших чиновников брать на себя дополнительную ответственность, пока не будет дано соответствующего поручения. То есть, нет поручения — нет ответственности. Мол, зачем мне взваливать на себя еще что-то, когда у меня и так куча работы, которой и без того завален? Примерно так обстоит дело в любой госорганизации, а также любой крупной компании.
Понятно, что здесь нужен человек, который бы взял на себя функции координатора, работу по коммуникации, выработке различных решений, объединению предложений от разных организаций в единое предложение и донести его до государства в лице того же Григоренко.
«СП»: Выходит, безынициативность чиновников фактически затрудняла необходимую координацию разных структур, из-за чего наши сограждане теряли огромные деньги?
— Насколько мне известно, когда Олег Иванов занимал должность заместителя министра цифрового развития, ему было дано поручение заняться созданием некоего приложения, позволяющего бороться с мошенниками, со спамерами и так далее. Однако Иванов, вскоре после этого, в 2021 году, покинул министерство, перешел на другую работу. И после него никто больше этим вопросом не занимался. Хотя острота проблемы уже в 2021-м была совершенно очевидной. Люди становятся жертвами, теряют средства. Будем надеяться, что положение изменится после создания киберштаба.
* Принадлежит корпорации Meta Platforms Inc., которая решением Тверского районного суда Москвы от 21 марта 2022 г. признана экстремистской организацией, ее деятельность территории нашей страны запрещена.
