«Он давно классик, в этом нет сомнения»: Дмитрий Быков впал в кому по пути в Уфу
Первая помощь знаменитому литературоведу запоздала — экипаж самолета, в котором он летел, подумал, что пассажир пьян
Вместо зрительного зала Дмитрий Быков в Уфе попал в реанимацию, и находится он в больнице почти сутки. В госпиталь его доставили прямо с трапа самолета. Точный диагноз писателю пока не поставлен, известно только, что Быков введен в медикаментозную кому. «Я с ним 30 лет работаю, он вообще не знает понятий «отдых», «врачи», «проверки здоровья». Бесконечно работает», — заявил «БИЗНЕС Online» главный редактор газеты «Собеседник» Юрий Пилипенко.
«он встал с кресла и просто лег в проходе»
Писатель, литературовед и журналист Дмитрий Быков вчера был госпитализирован в одну из уфимских больниц с подозрением на инсульт. Позднее одно известие о состоянии здоровья литератора сменяло другое: то сообщалось, что писатель находится в коме, то речь заходила об инсульте. Слухи об инсульте в своем телеграм-канале опроверг главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. «Никакого инсульта у Дмитрия Быкова нет, и подозрения на инсульт нет», — написал он. По информации Венедиктова, состояние писателя «тяжелое, но стабильное». «Ни о каком инсульте и коме речи не идет», — подтвердила изданию «Вечерняя Москва» супруга писателя Ирина Лукьянова. Сейчас она находится рядом с мужем в Уфе, сообщает издание Sobesednik.ru. По информации издания, Быков введен в медикаментозную кому.
В пресс-службе минздрава РБ корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что публицист накануне был госпитализирован в одну из больниц Уфы с подозрением на инсульт, но этот диагноз пока не подтвержден, а состояние писателя остается стабильно тяжелым. «С ним работают лучшие республиканские специалисты, которые делают все необходимое для нормализации состояния пациента. Руководитель республики проинформирован о случившемся, им даны конкретные указания. Ситуация находится на контроле у врио главы Башкортостана», — говорится в сообщении пресс-службы министерства.
Телеконсилиум врачей, проведенный главным реаниматологом и анестезиологом минздрава РФ Игорем Молчановым, решил пока не перевозить писателя в Москву. «Консилиум прошел, переводить в Москву Быкова не будем, он сейчас на искусственном дыхании в медикаментозной коме. Состояние его оценивается как тяжелое. Корректировки в план лечения мы внесли, но радикально менять ничего не надо. Врачи следят за его состоянием», — цитирует Молчанова агентство городских новостей «Москва».
В Уфе у Быкова на 16 апреля была запланирована лекция «Русский анекдот как литературный жанр» в рамках лектория «Прямая речь». За день до этого писатель выступал в Екатеринбурге. О том, что он не сможет выйти к зрителям в столице Башкортостана, сообщили организаторы мероприятия, заметив, что лекция отменена «в связи с плохим самочувствием Дмитрия Быкова» и сейчас решается вопрос с возвратом средств всем тем, кто купил билеты. «Мы потратили много сил и средств, чтобы организовать эту встречу, но обстоятельства сильнее нас. Надеемся на понимание», — заключили организаторы выступления. В афише выступлений Быкова отменено сразу четыре мероприятия. Помимо Уфы своего кумира не дождались слушатели в Москве, Таллине и Риге.
В больницу писателя увезли прямо с трапа самолета. Быкову стало плохо еще в Екатеринбурге, сообщает телеграм-канал Mash, но от медицинской помощи литературовед отказался. «На высоте в 10 тысяч метров ему стало гораздо хуже — писателя начало рвать, — описали происходящее авторы Mash. — Командир судна подумал, что он выпил, и решил долететь без остановок. На борту оказался медик — он посоветовал дать Быкову кислородную маску. Перед посадкой писателю стало совсем плохо — он встал с кресла и просто лег в проходе».
«У него абсолютный слух на настоящее»
Быков — автор 15 романов и более 15 поэтических сборников. Писатель неоднократно становился лауреатом литературных премий, таких как «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Широкую известность получили его совместные с актером Михаилом Ефремовым видеоролики в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Гражданин хороший». Как журналист Быков сотрудничает со многими изданиями, ведет передачи на радио и телевидении, в частности в последнее время ведет программу«Один» на радиостанции «Эхо Москвы».
Писатель и сценарист Виктория Токарева услышала о госпитализации Быкова от нашего корреспондента и понадеялась на то, что ситуация раздута журналистами, которые «любят жареное». «Он вундеркинд, совершенно гениальный человек, а что с ним — надеюсь, что ничего серьезного», — сказала Токарева. По ее словам, Быков один из тех, кто формирует и направляет вкусы людей, помогая им различать, «что настоящее, а что фуфло». «У него абсолютный вкус, как бывает абсолютный слух у музыкантов. И у него тоже такой абсолютный слух на настоящее», — сказала писатель.
Главный редактор газеты «Собеседник» Юрий Пилипенко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что ему ничего не было известно о болезни Быкова. «Кто вам сказал, что он тяжелобольной? Просто он человек, который работает день и ночь, все время, — сообщил Пилипенко. — Я с ним 30 лет работаю и знаю его как человека, который вообще не знает понятий „отдых“, „врачи“, „проверки здоровья“. Ничего этого он вообще не делает. Он только работает. Ему нравится писать, встречаться с читателями, преподавать и так далее. Он бесконечно работает. Вот и все… И он в этом ритме работал всегда. Приступ может случиться с любым человеком».
Быков — писатель не для массового читателя, считает Пилипенко, называя его законодателем жанра стихотворного фельетона. «Он первый, кто это сделал, и единственный, кто это сделал блестяще, — говорит редактор. — По его работам ставятся пьесы, он пишет сценарии… Он давно уже классик, в этом нет сомнения».
По словам Пилипенко, из-за своих взглядов Быков не имел выхода на большинство российских телеканалов, так как находился в «черных списках». «Я сегодня уже раз пять или шесть звонил в Уфу, говорил с ее женой. Ирина Лукьянова была с ним в этой поездке. Состояние тяжелое, он находится в состоянии медикаментозного сна. Сейчас, буквально в эти часы, башкирские врачи консультируются с московскими врачами, чтобы окончательно определить диагноз. Я о диагнозе ничего не могу сказать, потому что у меня нет информации на этот счет. Но состояние его тяжелое», — сообщил Пилипенко.