Японцы обзавидуются: Россия начнет добычу уникального металла на Курилах
В России через два года начнётся добыча рения из паров вулкана Кудрявый на острове Итуруп. Это единственное в мире промышленное месторождение крайне редкого металла, без которого не поднимется в воздух ни один современный самолёт или ракета.
На этой неделе две подводные лодки "Комсомольск-на-Амуре" и "Уфа" провели учения в заливе Петра Великого, отработав навыки по поиску и атаке субмарины условного противника. Чуть ранее стратегические ракетоносцы Ту-95МС совершили очередное патрулирование над нейтральными водами Охотского и Японского морей. Всё это сильно раздражает японцев, которые всякий раз поднимают в воздух авиацию для наблюдения за действием российских и китайских сил - только в прошлом году по официальным данным это происходило 704 раза. Но ещё больше нервирует соседей тот факт, что мы категорически не настроены передавать им вожделенные Курильские острова.
Про их значимость для России сказано уже много - это и огромные запасы биоресурсов, нефти, золота и, что крайне важно, свобода действий нашего Тихоокеанского флота. Но есть и ещё один подзабытый козырь - вулкан Кудрявый на острове Итуруп - единственный промышленный источник рения на планете.
Рений - это крайне редкий металл с уникальными свойствами, один из наиболее плотных и твёрдых, с чрезвычайно высокой температурой плавления и кипения. Добавление всего нескольких грамм такого материала радикально улучшает свойства сплава. Это предопределило его использование для изготовления камер сгорания, лопаток турбин и выхлопных сопел реактивных двигателей. Ни одна современная ракета, сверхзвуковой самолёт, а также наземные газовые турбины не обходятся без рения. Однако добывать его очень сложно, так как содержится он в мизерных количествах в составе медных руд и лишь на нескольких месторождениях мира. Самые крупные запасы - в Чили, на втором месте - США, а вот на третьем месте мог бы сегодня быть Советский Союз, который добывал рений на территории современного Казахстана. К сожалению, развал страны отрезал нас от мощного Жезказганского горно-металлургического комбината, а также месторождений в Армении и Узбекистане. На долгое время мы были обречены закупать сырье за рубежом, а также добывать его из лома на своей территории. И это при том, что потенциально мы способны раз и навсегда решить проблему дефицита своими силами.
Рений на ветер
В начале 90-ых годов российские учёные обнаружили, что в парах вулкана Кудрявый на острове Итуруп содержится рений и другие ценные элементы. Многолетняя кропотливая работа, экспедиции и лабораторные исследования позволили подсчитать, что ежегодно вулкан выбрасывает в атмосферу, по меньшей мере, 20 тонн рения. Это стало сенсацией, ведь всё мировое потребление не превышает 60 тонн в год, а по некоторым оценкам Кудрявый способен выдавать и намного больше, что превращает нас в обладателя крупнейших запасов редкого элемента. При этом вулкан назван единственным промышленным источником в мире, так как рений здесь не нужно выделять из руды дорогостоящими способами, природа уже сделала это за нас.
Но обладать - не значит добывать. Предстояло решить целый ряд сложных технических вопросов и создать оборудование, способное функционировать в химически агрессивной среде при температуре, доходящей до 900 градусов Цельсия. Снова начались экстремальные экспедиции учёных, опыты и эксперименты. За практическую реализацию проекта взялась компания "Русский рений", которая запатентовала решения и в данный момент приступила к созданию опытно-промышленной установки, которая по последним данным и будет запущена через два года.
Но почему, имея такое богатство, мы подошли к решению вопроса только сейчас?
Во-первых, необходимо было создать технологии, а желающих инвестировать в такой амбициозный, но рискованный проект было не много. Ведь до сих пор мы закупаем рений в других странах и сами потребляем всего несколько тонн в год.
Во-вторых, помимо добычи на вулкане предстоит решить ещё вопросы логистики, то есть доставки полученного концентрата на "большую землю", что не так-то просто, учитывая местный климат.
В-третьих, хоть это пока лишь только наше предположение, не исключено, что до последнего мы не хотели портить отношения с Японией, которая крайне ревностно следит за любой хозяйственной деятельностью на островах. И так как мы во многом завесили от поставок японской продукции, этот вопрос по дипломатическим причинам постоянно откладывался на будущее.
Тем интереснее посмотреть, что же изменилось сейчас.
Всё меняется
После 2022 года Япония присоединилась к санкциям против России, а также балансирует на грани решения вопроса о поставке оружия нашему противнику и уже системно поставляет ему невоенную помощь. Надеемся, что это достаточное основание для полной свободы действий на, подчеркнём, нашей территории.
Но, пожалуй, гораздо важнее перемена отношения к редкоземельным запасам как таковым. Если раньше считалось, что всё можно купить заграницей, то теперь эта точка зрения стала маргинальной. Да, сегодня мы закупаем те же редкие элементы в Китае и других странах, но по мере ужесточающийся конкуренции, всё может поменяться очень быстро. На этом фоне потеря 20 тонн ценного рения в год выглядит как непозволительное расточительство. А ведь вместе с парами улетучивается не только рений, но и индий, германий и, кто знает, какие ещё богатства.
К счастью, из выпуска в выпуск мы отмечаем заметный рост интереса к разведке, добыче и переработке полезных ископаемых. В данный момент реализуется сразу несколько проектов по редким и редкоземельным ресурсам с восстановлением полной цепочки производства, так что и шансы на то, что вскоре на острове Итуруп заработает долгожданная фабрика - как никогда велики. Будем держать вас в курсе событий.
Кстати, на днях на нашем канале вышло короткое видео о том, как российские школьники и студенты состязались в решении актуальных производственных и городских задач страны. Кто из них победил и что предложил, смотрите по ссылке в описании этого ролика или ищите на нашем канале. Рекомендовано для поднятия настроения и веры в доброе будущее!
(https://k-politika.ru/yap...)