Полвека под текущей крышей. Почему сроки капремонта теряются в будущем
Советский жилфонд приходит в упадок: осыпаются потолки, рушатся балконы, трескаются стены. Чинить хозяйство должна была программа капремонта. Того самого, за который мы платим ежемесячно. Но что-то пошло не так.
В Ульяновске пришлось срочно эвакуировать 22 человека из дома на улице Доватора. Жильцы заметили трещину в несущей стене и сообщили по номеру 112. До этого в Самаре обрушилась часть стены многоэтажки. К счастью, никто не пострадал. Жильцы начали бить тревогу ещё год назад, просили провести капремонт в 2024 году, а не в 2053-м, как запланировано...
Между тем сроки у нас гораздо чаще сдвигаются не влево, а вправо. Десять лет назад, когда принимались программы капремонта, региональные власти гарантировали, что каждый дом будет отремонтирован в указанный год. Сегодня многие обязательства забыты.
Однажды 50 лет спустя
В Ивановской области перенесли сроки капремонта в 176 многоэтажках. К счастью, за собственников вступилась областная прокуратура. В итоге суд признал внесённые в программу изменения недействительными.
В Пермском крае вместо прежней программы на 2014–2044 годы приняли новую – на 2024–2074-й. Местные чиновники предложили подождать жильцам всего чуть-чуть – ещё полвека. Основной довод краевого министерства ЖКХ – предыдущая программа принята без учёта технического состояния домов. По ней больше половины зданий уже должно быть отремонтировано, но денег на такие масштабы работ фонд не собрал. Ещё в прошлом году несколько пермских ТСЖ обратились в суд с иском к краевому правительству – потребовали отменить новый документ. Вскоре к ним присоединились некоторые УК и собственники многоэтажек из города Лысьвы. Процесс продолжается.
«Я не знаю ни одного другого документа, предписывающего собирать деньги за работы, запланированные на 50 лет вперёд, – признаётся представляющий интересы пермских собственников юрист Виталий Степанов. – Это можно сравнить с обещанием построить коммунизм через 20 лет. В программе есть дома, которые планируется отремонтировать только на последнем этапе – с 2072 по 2074 год, и дома, которые впервые получат капитальный ремонт тех или иных инженерных систем через 100 и более лет с момента строительства. Чтобы убедиться в честности краевого правительства, их собственникам нужно прожить очень долго».
Арбалет на улице Генерала Лизюкова
В Воронежской области, где тоже подменили старую программу новой, финальным годом стал 2052-й. При этом для большинства домов работы перенесены на последнее десятилетие. В самом Воронеже каждый дом судится за себя – на сегодня есть пять решений, оставленных в силе апелляционной инстанцией. Ещё пять домов выиграли районные суды.
«Регион взял на себя обязательства и должен их исполнить, – считает выступающий в защиту прав жильцов юрист Илья Сиволдаев. – Регионы ведь сами устанавливают размер взносов на капремонт. Так какие же ссылки на финансовую неустойчивость могут быть?»
Собственники домов не спешат праздновать победу. Как показывает жизнь, одно дело – выиграть в суде, другое – дождаться восстановления крыши или фасада. Как настаивают чиновники, решения суда неисполнимы.
– Даже при 100%-ной собираемости взносов выполнение утратившей силу региональной программы невозможно из-за дефицита денежных средств, – уверяют в судах представители областного министерства ЖКХ. Так, по старой программе, в 2023–2025 годах планировались работы на 87,3 млрд рублей, а 100%-ная собираемость составила бы только 9,7 млрд.
Например, согласно техрегламенту Таможенного союза, уже к 2025 году нужно заменить все лифты, отработавшие 25 лет. И только это требует больше 2,1 млрд рублей. В итоге фонд капремонта срочно меняет подъёмники и откладывает другие работы: в прошлом году установлено 800 новых лифтов, нужно ещё 2,8 тыс.
Это приводит к конфликтам – например, когда в прошлом году рабочие хотели демонтировать лифт в одном из домов на улице Генерала Лизюкова, их встретила дама с арбалетом наперевес: по мнению части собственников, нужно было отремонтировать кровлю, а не убирать вполне исправный подъёмник.
Определили на глазок
Возможно, власти упомянутых регионов всего лишь поторопились. С 1 сентября корректировать программу капремонта можно будет совершенно легально – необходимые изменения в Жилищный кодекс Госдума внесла ещё прошлой осенью. Правда, сделать это можно только после технического обследования – смысл корректировок в том, чтобы восстанавливать дома, которым капремонт нужен в первую очередь.
Техобследование, на основании которого поменяли программу в Воронеже, вызывает много вопросов. Так, из решения суда по дому 35 по улице Домостроителей следует, что «тотальное техническое освидетельствование» в отношении этого конкретного здания проводилось визуально. Или, если по-русски, на глазок. «Что значит – «визуально»? – объясняет Сиволдаев. – Пришли и сфотографировали трубу. А может, внутри она так забита, что вода еле капает?» А жильцы так и вовсе утверждают, что никого из исследователей не видели.
Кто может гарантировать, что и в других регионах состояние домов не будут оценивать так же? Ведь конечная цель – финансовая устойчивость фондов капремонта, а не физическая устойчивость многоэтажек.
В Москве «грабли» сумели обойти
Капремонт обернулся головной болью не во всех регионах. Так, в числе лидеров рейтинга эффективности использования аккумулированных средств оказалась Москва. В столичной программе – 29,5 тыс. домов, за 9 лет её реализации отремонтировали примерно 50% из них. Глава Комиссии общественного контроля за ходом проведения капитального ремонта на территории Москвы Вера Москвина считает, что правильным шагом был анализ ошибок других субъектов РФ. «Сначала вычислили «грабли», на которые наступали там, и поняли, что взнос на капремонт не может быть ниже уровня экономической необходимости, – говорит она. – Был принят и расширенный список работ в рамках программы. Плюс важный фактор – информационная открытость: между Фондом капремонта, городскими организациями и жителями налажена связь, что позволяет устранить многие проблемы».
Как приблизить ремонт
– В Жилищном кодексе прописано, что капитальный ремонт в многоквартирном доме проводится после собрания собственников, которые должны подтвердить необходимость работ. Они имеют право сдвинуть капремонт и на более ранний срок – нужен хотя бы один активный собственник, который станет инициатором собрания, – говорит член координационного совета организации «Жилищная солидарность» Виктор Федорук. – Если в региональном фонде или на спецсчёте есть деньги, можно приступать к ремонту. Если денег нет, а ремонт требуется срочно, нужно убедить соседей взять кредит и гасить его ежемесячными взносами.