Главные новости Уржума
Уржум
Ноябрь
2024
1 2
3
4
5
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 18 19
20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Генерал Каппель: начало боевого пути

Генерал Владимир Оскарович Каппель вошел в историю как один из самых талантливых белых военачальников Гражданской войны. Его полководческие способности признавали не только соратники, но и враги. Однако, обладая несомненными компетентностью и талантом, он долгое время находился на второстепенных должностях. Как складывался его боевой путь, как о нем отзывались соратники и противники, какие мифы были придуманы, а также почему ему долго начальство отводило второстепенную роль, мы и расскажем.

Начало карьеры


Владимир Каппель родился в 1883 году в Царском Селе Петербургской губернии. Многие мужчины в его семье были военными. Его дед по материнской линии, Петр Постопольский, участвовал в обороне Севастополя и дослужился до генерал-лейтенанта. Отец, потомок выходцев из Швеции, стал известен как участник походов в Среднюю Азию. Оба они умерли, когда Владимир был еще ребенком, поэтому строить свою карьеру ему предстояло, опираясь лишь на собственные способности.

Окончив кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище, Каппель начал службу в чине корнета. Сначала служба проходила в Польше, в 1906 году полк Каппеля был переведен в Пермскую губернию.

Карьера молодого офицера продвигалась медленно, несмотря на то что начальство давало ему весьма лестные характеристики. Одна из них выглядела так:

«В служебном отношении обер-офицер этот очень хорошо подготовлен, занимал должность полкового адъютанта с большим усердием, энергией и прекрасным знанием. Нравственности очень хорошей, отличный семьянин. Любим товарищами, пользуется среди них авторитетом. Развит и очень способен. В тактическом отношении, как строевой офицер, очень хорошо подготовлен… Азартным играм и употреблению спиртных напитков не подвержен… Имеет большую способность вселять в людей дух энергии и охоту к службе. Обладает вполне хорошим здоровьем, все трудности походной жизни переносить может».

Значительно ускорить карьерный рост могло окончание Николаевской военной академии, Каппель поступил в нее и успешно окончил в 1913 году. Уже спустя год ему предстояло применить полученные знания на практике на фронтах Первой мировой.

С ее первых дней Каппель находился в действующей армии на штабных должностях. Работа штабиста предполагала напряженную умственную деятельность, и с ней молодой офицер успешно справлялся. Об этом говорит его карьерный рост: если в начале войны он был штабс-ротмистром, то уже в 1916 году стал подполковником.

Февральскую революцию и последовавший за ней постепенный развал армии Каппель принял негативно, но тем не менее оставался служить, надеясь изменить ситуацию. Лишь в начале октября 1917 года, когда развал фронта стал очевиден, а многие сослуживцы Каппеля были арестованы, он взял бессрочный отпуск и уехал к семье в Пермь.


На фронтах Гражданской войны


Между тем политическая ситуация в стране с каждым днем все сильнее обострялась, начиналась Гражданская война. Каппель изначально занял антибольшевистскую позицию. Весной 1918 года он каким-то образом оказался в подконтрольной красным Самаре. Оказался ли он там случайно или же выполнял какое-то задание, неясно, но уже вскоре власть большевиков в городе была свергнута. Самара перешла под контроль Комитета за созыв Учредительного собрания (Комуч), состоявшего в основном из эсеров. Новая власть тут же принялась формировать свою армию, и Каппель с его опытом Первой мировой оказался как нельзя кстати.

В распоряжении нового режима было всего 350 бойцов. Этого было явно мало, учитывая, что большевики в ближайшие дни могли двинуть на город несколько тысяч солдат. Всем находящимся в Самаре военным было очевидно, что начинать открытую борьбу при таком численном неравенстве бессмысленно, ведь она обречена на провал. И лишь Владимир Каппель думал иначе. Один из офицеров потом так вспоминал обстоятельства выбора главнокомандующего:

«Желающих взять на себя тяжёлую и ответственную роль не оказалось. Все смущённо молчали, опустив глаза. Кто-то робко предложил бросить жребий. И вот тогда скромный на вид, почти никому не известный, недавно прибывший в Самару офицер встал и попросил слова: „Раз нет желающих, то временно, пока не найдётся старший, разрешите мне повести части против большевиков“, — спокойно и негромко произнёс он».

Так Каппель стал командующим небольшим, но идейно мотивированным и готовым сражаться отрядом. Времени на набор новых солдат и их обучение не было, поэтому Каппель сразу принял решение атаковать теми силами, которые у него есть.


Каппель с офицерами. 1918 год

Каппелевцы внезапно появились под Сызранью и с ходу атаковали с фронта и тыла гарнизон города. Обладавшие численным преимуществом красные, решив, что их окружают, спешно покинули город. После первой победы к Каппелю потянулись сотни новых добровольцев. Вскоре его отряд вырос до 3000 человек. С этими силами он нанес еще несколько поражений красным и 21 июля взял Симбирск – родной город Ленина. Большевистское руководство назначило за голову Каппеля награду в 50 тысяч рублей. Узнав об этом, подполковник обратился к сослуживцам:

«Я очень недоволен, — большевики нас дешево оценили… Скоро им придется увеличить назначенную за нас цену».

Между тем бои продолжались. 6-7 августа в союзе с мятежными чехословаками каппелевцы взяли Казань. У победителей оказались богатые трофеи: склады с оружием, медикаментами, офицеры Академии Генштаба, но главное – находящийся в городе золотой запас Российской империи. Он насчитывал около 500 тонн золота. Еще 4,6 тонны красные успели захватить с собой при отступлении. Каппель тут же приказал переправить всё золото в тыл, чтобы оно не досталось чехословакам.

После взятия Казани Каппель предлагал продолжать удачно начавшееся наступление и брать Нижний Новгород, после чего идти на Москву. Однако правительство Комуча с этим не согласилось, решив закрепиться на уже занятой территории. И это решение в итоге дорого этому правительству обошлось. В разбитые красные войска вскоре прибыл Лев Троцкий, восстановил дисциплину и приказал контратаковать.

Первым делом красные под командованием Михаила Тухачевского двинулись на Симбирск. Но там их уже ждал Каппель. В ходе упорных боев 14-17 августа он нанес поражение войскам Тухачевского, в результате чего те отступили с большими потерями.


Однако быть одновременно везде Каппель физически не мог, а на других направлениях белые командиры действовали менее удачно. Воспользовавшись этим, красные вскоре начали наносить удары там, где не было Каппеля. И это дало результаты. Уже 11 сентября они отвоевали Казань, а вскоре после этого пал и Симбирск. Белые отступали к Уфе, периодически нанося противнику мощные контрудары.

Во всех боях Владимир Каппель участвовал наравне со своими солдатами, деля с ними одну пищу. Но главное, ему удавалось так воздействовать на рядовых бойцов, что те не утратили боевой дух и дисциплину даже при отступлении. Соратник Каппеля полковник Василий Вырыпаев в своих мемуарах писал:

«Невольно возникал вопрос: какой силой, как гипнозом, действовал Каппель на солдат? Ведь на таком большом участке прибывшие резервы, остатки Уржумского полка, нормально не могли ничего сделать. Части же, стоявшие на этом участке, имели в продолжение четырех дней беспрерывный бой и в течение этого времени были почти без сна. Потом, после боя, я много разговаривал с офицерами и солдатами на эту тему. Из их ответов можно было заключить, что огромное большинство слепо верило, что в тяжёлую для них минуту Каппель явится сам, а если так, то должна быть победа. „С Каппелем умирать не страшно!“ — говорили они».

Между тем правительство Комуча, не оправдав ожиданий, ушло в отставку. Его место заняла Директория, провозгласившая себя правопреемником Временного правительства и возглавленная одним из его министров Авксентьевым. Однако удержать власть надолго не удалось и Директории: в ноябре того же года всю власть в белой Сибири, Урале и Поволжье взял на себя адмирал Александр Колчак. К тому времени Колчак уже был хорошо известен как превосходный морской офицер и флотоводец, однако сухопутными войсками он до этого никогда в жизни не командовал и тем более никогда не занимался политикой, о которой имел очень поверхностные представления. В итоге, занявшись не своим делом, он предсказуемо не смог добиться победных результатов.

Продолжение следует…



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Кировской области

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Оскорбивший Джоковича австралийский журналист извинился перед ним






Как я встретил Новый год, или Телек на холодильнике

90 лет назад убили Кирова

В Уржуме пьяный водитель «Рено» улетел в кювет на глазах росгвардейцев

«Киров! – Это замечательно!»