Путин провернул ловкий трюк с нефтью. Благодаря ему Россия озолотилась
Санкциями против российского нефтегазового сектора Запад попытался нанести существенный удар сырьевым доходам России, пишет Merkur. Однако российское руководство совершило неожиданный маневр — и цены на поставляемые Москвой энергоносители взлетели почти до уровня 2022 года.
Запад пытается выработать общую позицию в отношении Москвы. С помощью санкций ЕС стремится, прежде всего, остановить поток нефти. Для этого вводится ценовой потолок в 60 долларов и широкий запрет на импорт в ЕС. В феврале ценовой потолок был снова снижен. Санкции G7, похоже, действуют. Уже в декабре Россия была вынуждена продавать нефть со скидкой в 24 доллара, что примерно на треть ниже рыночной цены. 40 долларов за баррель — это бросовая цена. Но почему же Кремль все равно продолжает покупать новые ракеты? Чтобы ответить на этот вопрос, отраслевой сервис Argus Media предоставил нам данные о ценах на российскую нефть марки Urals.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Нефтяной флот и бросовые цены: опасная игра на миллиарды
Удивительно: в начале конфликта цены уже падали. "Еще до вступления в силу официальных санкций многие трейдеры из осторожности начали избегать российских грузов", — объясняет Кевин Шефер, генеральный директор Argus Media Deutschland. Шок был сильным: с понижением почти на 43 доллара по сравнению с рыночной ценой на тот момент Россия понесла самые большие потери в апреле 2022 года — еще до вступления в силу первых санкций в декабре 2022 года. Это привело к парадоксальному эффекту: страх перед дефицитом привел к росту мировых цен на нефть, что позволило удержать российскую нефть марки Urals на стабильном уровне. В 2022 году продажа энергоносителей принесла российскому бюджету рекордную сумму в размере около 148 миллиардов долларов, что составляет около 42% от общего бюджета, объясняет Симон Герардс Иглесиас, научный сотрудник Института экономических исследований (IW).
"Рухнет в один миг": историк дал пугающий прогноз о будущем системы США
Санкционный парадокс: доходы России от нефти взлетели до небес — и тут Трамп нанес удар
В 2023 году санкции начали действовать: Европа отказалась принимать нефть, а западные страховые и судоходные компании не имели права перевозить ее по цене, превышающей установленный предел. Доходы Кремля сократились на 23%, до 114 миллиардов долларов. Однако в течение года этот эффект пошел на убыль: "Многие покупатели в странах, не входящих в ОЭСР, не подпадают под ограничение цены, если они не используют западные суда или страховые компании", — объясняет Кевин Шефер. "Таким образом, ограничение цены становится все более неактуальным: его можно обойти, не нарушая действующего законодательства".
Для этого Россия купила и зафрахтовала старые нефтяные танкеры и сформировала из них так называемый "теневой флот" (в своем выступлении на Валдае в 2025 году Владимир Путин объяснил, что в международном праве не существует такого понятия как "теневой флот" — прим. ИноСМИ). Эти замаскированные суда призваны помочь обойти санкции. Вместо Европы нефть теперь отправляется в Индию и Китай: две самые густонаселенные страны мира могут эффективно использовать это сырье — и требовать значительные скидки. Тем не менее это позволило стабилизировать доходы России в 2024 году: поступления от нефти и газа выросли на 25%, до 143 миллиардов долларов. Это почти столько же, сколько было в рекордном 2022 году.
Однако президент США Дональд Трамп переломил ситуацию: в октябре 2025 года он принял решение о введении санкций против российских нефтяных гигантов "Роснефть" и "Лукойл". В результате цена на российскую нефть отклонилась от мирового рынка и в начале декабря снова упала до уровня 40 долларов за баррель. Последний раз это произошло в начале 2023 года, когда вступил в силу запрет на импорт в Европу.
Путин повышает налоги
С начала боевых действий военные расходы России увеличились в разы. А доходы от нефти — нет: "В 2021 году Россия еще получала прибыль. С начала конфликта государство вынуждено заимствовать деньги, в основном внутри страны, поскольку международные рынки капитала для России закрыты", — объясняет Симон Герардс Иглесиас.
В 2015 году Кремль мог обеспечить половину бюджета за счет доходов от нефти и газа. По словам Герардса Иглесиаса, в 2026 году эта доля сократится до четверти. "Россия в значительной степени исчерпала возможности по обходу санкций. Поэтому правительство должно найти новые источники финансирования военной операции". Помимо привлечения заемных средств, это означает повышение налогов. "В 2026 году НДС повысился на два процентных пункта, до 22%. Повысились также налог на прибыль предприятий и подоходный налог", — говорит экономист IW. "Инфляция составляет от 8 до 9%. Повышение НДС не пользуется популярностью". Он не верит, что Путин сможет нарастить усилия на этом направлении: "Если Россия хочет вложить еще больше денег в военную сферу, ей придется либо дополнительно перераспределить бюджет в пользу обороны, либо взять новые долги у отечественных банков, либо еще больше повысить налоги. Однако такие меры скоро достигнут своего предела. Россия — огромная страна, в которой должны функционировать школы, социальная система и гражданская экономика".
