Белорусская АЭС — червивое яблоко раздора
Атомная электростанция «Островец» давно стала притчей во языцех не только в самой Белоруссии, но и в соседней Литве, а также в России. Получился своеобразный бермудский треугольник, в котором кипят такие страсти, что Белорусская АЭС (так за глаза называют новую атомную станцию) вполне может раствориться в этом кипящем треугольнике. Стройку вполне могут закрыть. И на это есть очень веские причины. Но кто и чем недоволен? Официальный Вильнюс озабочен близостью строящегося ядерного объекта, а также теми ЧП, которые происходят на строительной площадке атомной станции с завидной регулярностью… Официальный Минск недоволен постоянными нападками литовцев. Ну, не хотят они покупать электроэнергию у Минска. А у белорусов давно не вызывают доброжелательных улыбок многочисленные делегации, которые зачастили — с подачи Литвы — с проверками на ядерную стройку. Москва разделяет настроения Минска. Кремль торопит со строительством ядерного объекта, потому что госкорпорация «Росатом» обещает такие же перспективные ядерные реакторы поколения 3+ Праге, Хельсинки, Будапешту, Анкаре, Каиру… Но нездоровая суета вокруг АЭС под Гродно продолжается.
Дьявольщина на АЭС «Островец»
Только вот о «перспективном» реакторе поколения 3+ - это ВВЭР-1200 — широкой общественности мало что известно. А между тем, этот реактор не прошел необходимых испытаний. Референтный образец подключен в сеть на шестом блоке Нововоронежской АЭС (это родной брат первого энергоблока АЭС"Островец") лишь 27 февраля 2017 года после нескольких ЧП и нештатных ситуаций. А строительство в Островце идет с 2011 года. Ядерный реактор, не показавший достойных результатов работы, уже монтируют у Лукашенко! Идет агрессивная рекламная кампания… Это же нонсенс!
К слову, нехорошие дела начали происходить на строительстве АЭС «Островец» еще осенью 2015 года. Именно тогда группа российских ядерщиков задала вопрос главе госкорпорации «Росатом» Сергею Кириенко (уже бывшему), каким образом государственная корпорация так быстро создает ядерные реакторы? Ведь машиностроительная база разрушена, некогда атомный гигант, завод АТОММАШ разорен. Так где, на каких мощностях Росатом создает новые реакторы? Для создания одного реактора в более благополучные годы атомному ведомству нужно было 4−5 лет. Новый корпус реактора для Островца Росатом собрал за 2 года! Масла в огонь подлил и бывший глава совета директоров АТОММАШа Сергей Якунин, который удивился, а как создается новый ядерный реактор, если супер-станок для создания этого чуда продан в Китай? Но ведомство Кириенко отметало все подозрения и неприятные вопросы. В печати шли восторженные материалы о создании нового реактора для АЭС"Островец".
«Перед отправкой корпуса реактора в Белоруссию был снят телевизионный сюжет на Первом канале, — рассказывает Сергей Якунин. — Сюжет, якобы, снимали на АТОММАШе. Но позже выяснилось, что в Белоруссию отправили старый корпус ядерного реактора с Ижорских заводов, благо, что АТОММАШ выпустил перед своим разграблением более 10 комплектующих для ядерных реакторов. Лукашенко, таким образом, отправили привет из 90-х годов».
Эту информацию подтвердил и высокопоставленный сотрудник ГК «Росатом» Александр Журавлёв.
И тут начинаются совсем уж мистические события. Корпус ядерного реактора замысловатыми путями доставили в город Островец. И в июле 2016 года начали монтировать… Но многотонная бандура сорвалась и упала с высоты 4 метров в ночь на 10 июля. На боках у изделия оказались вмятины. Росатом скрывал ЧП две недели. Но шило, тем более, атомное, в мешке не утаишь. Правда все-таки выползла на поверхность. И тогда Росатом пообещал Островцу новенький корпус. Но дьяволиада продолжилась.
«При транспортировке второго корпуса случилось новое ЧП, — рассказывает эксперт по проблемам ядерной энергетики, физик-ядерщик Андрей Ожаровский. — При маневровых работах на одной из станций Белорусской железной дороги произошло касание защитного кожуха корпуса реактора с опорой контактной сети. Корпус получил механическое повреждение. Тем не менее, на первом блоке АЭС „Островец“ установили „стукнутый“ корпус реактора». Комментарии. как говорится, излишни?
Торопиться не надо
Но это, оказывается, были еще цветочки. И они «зацвели» в Белоруссии. А вот ягодки «созрели» в ноябре 2016 года, когда громыхнуло на шестом блоке Нововоронежской АЭС в РФ, где уже работал старший брат белорусского ядерного чуда. Что случилось на Нововоронежской АЭС в ночь на 11 ноября 2016 года?
«После двух недель работы на 100-процентной мощности в режиме опытно-промышленной эксплуатации шестой энергоблок Нововоронежской АЭС был остановлен по техническим причинам и ушел в ремонт, — продолжает Андрей Ожаровский. — Официальной причиной сбоя в работе было названо межфазное короткое замыкание в обмотке статора генератора. Представитель Росэнергоатома Андрей Тимонов назвал это особенностями конструкции генератора. Случай был признан гарантийным. И завод-изготовитель принял решение о замене оборудования. Исправление ошибок, приводящих к короткому замыканию в конструкции статора генератора, будет происходить не только на Нововоронежской АЭС, но и на Ленинградской АЭС-2, и на Белорусской АЭС, то есть там, где уже работает или монтируется перспективный реактор поколения 3+. На всех энергоблоках потребуется сложный ремонт для предотвращения появления короткого замыкания. Или будет нужна полная замена оборудования. Таким образом, турбогенератору на Белорусской АЭС в Островце тоже уже обещана сложная модернизация. Но пока об этой модернизации ничего не слышно».
Таким образом, самый распиаренный Росатомом новый энергоблок № 6 на Нововоронежской АЭС отработал на полной мощности всего 15 суток. И задымился. Официальная причина: короткое замыкание. На этом настаивает Росатом. Другие версии главное атомное ведомство отметает с ходу. Но очевидцы утверждают: это было не короткое замыкание, а серьезное ЧП.
«Мне непонятны два момента, — продолжает наш разговор доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. — Во-первых, почему на атомных станциях монтируются ядерные реакторы, которые не доведены до ума? И, во-вторых, почему идёт такое бойкое строительство атомных станций за счёт России? Это же миллиарды из государственной казны».
Беспокойство одного из самых известных и уважаемых российских учёных-ядерщиков понятно: государственная корпорация «Росатом», похоже, пользуется возможностью, прикрываясь секретностью в работе, не раскрывать свои проблемы. И Росатом сегодня продолжает широко рекламировать ВВЭР-1200, хотя, как отмечают эксперты по проблемам ядерной энергетики, хвалить этот ядерный продукт пока рано. Тем не менее, первый заместитель директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров, находясь в деловой поездке в Праге, предложил чехам построить новые блоки с ВВЭР-1200 на АЭС «Темелин». И построить за счёт России! Кирилл Комаров дал интервью агентству ČTK и сообщил, что Росатом — единственная компания в мире, которая уже построила и ввела в эксплуатацию реактор поколения 3 + на Нововоронежской АЭС. По мнению Комарова, реактор ВВЭР-1200 отвечает всем требованиям безопасности. Про ЧП на атомной станции Комаров промолчал.
Конечно, бороться за крупные зарубежные заказы нужно. Но зачем это делать с риском для репутации России? А недавно в российских СМИ появилась информация, посвящённая строительству новой атомной станции «Дабаа» на берегу Средиземного моря в Египте. Сообщалось, что «атомная станция в Египте будет сооружаться по самым современным российским ядерным технологиям, раскрывать которые пока не время». Росатом решил скрыть название «прорывной» технологии. Но ведь в Египте собираются сооружать все тот же «перспективный реактор поколения 3+».
«Недостатки конструирования могут проявиться не только в электрической, но и в ядерной части экспериментального энергоблока, — считает профессор Игорь Острецов. — Отсутствие достаточного опыта эксплуатации реакторной установки ВВЭР-1200 серьёзно повышает опасность атомной станции, которую строят в Белоруссии».
«Если бы со строительством энергоблоков по экспериментальному проекту не торопились, то можно было бы избежать и многих дополнительных трат», — уверен и эксперт по проблемам ядерной энергетики ядерщик Андрей Ожаровский.
Но собака лает, а караван идет. Ноябрьское ЧП на шестом блоке Нововоронежской АЭС обошлось казне в 300 млн рублей.
150 сирен
Тем временем еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович заявил, что пока Минск не докажет, что атомная станция в Островце полностью безопасна, отношения Евросоюза с Белорусситей не могут стать ближе. Еврокомиссар по энергетике потребовал от белорусских властей провести новые стресс-тесты в Островце.
«Очень важно, чтобы были проведены соответствующие стандартам ЕС стресс-тесты в самых неблагоприятных условиях. Без этих тестов мы не можем разморозить этот энергетический диалог с ними, и это, без сомнения, ограничивает наши возможности сотрудничать с Беларусью», — заявил Марош Шефчович.
4 мая была создана Межведомственная рабочая группа по подготовке Национального доклада о целевой переоценке безопасности Белорусской АЭС. Документ должен быть готов к 31 августа 2017 года. Параллельно готовится еще один доклад по итогам стресс-тестов.
Меж тем, 4 июня, в 16:43, шестой энергоблок Нововоронежской АЭС (родной брат первого блока Белорусской АЭС) был выведен на 100% мощность. К слову, серьезное ЧП в ноябре 2016 года произошло вскоре после вывода шестого энергоблока в Новом Воронеже на 100% мощность.
У литовцев тоже есть новость: Вильнюс принял решение установить на расстоянии 50 км от проблемной атомной станции 150 предупредительных сирен, которые бы смогли проинформировать население об опасности в случае аварии на атомной станции «Островец».
Следим за событиями дальше.
Надежда Попова