Конец «Ртутного Чернобыля».
Постепенно "Завод №1000" разросся до размеров нескольких кварталов, выйдя к 1954 году на запланированные производственные мощности. По разным данным, на заводе производили такие химикаты, как хлор, бертолетова соль, каучук, каустическую соду, поролон, ДДТ, а также серная и соляная кислоты. При этом хлор и каустическая сода получались на предприятии путём электролиза водного раствора хлорида натрия с ртутным катодом — а это означает, что на производстве массово применялась ртуть.
Каким образом удавалось заманивать рабочих на столь опасное производство? Зарплаты на "Заводе №1000" были заметно выше, чем на "обычных" предприятиях, а на пенсию можно было выйти всего в 45 лет. Работать на заводе больше 8 лет (по другим данным — 10 лет) не разрешалось — если к тому времени рабочий еще не достигал пенсионного возраста, его переводили на другие предприятия. По словам бывших работников "Машиностроительных мастерских", многие рабочие не доживали и до такой ранней пенсии — умирая от различных заболеваний, вызванных хроническим отравлением химикатами.
В девяностые годы, уже после распада СССР, завод был остановлен. В ходе проверки уже остановленного предприятия в 1998 году выяснилось, что на территории завода площадью в 60 гектар хранится 134 тонны (!) ртути, 109 тонн серной кислоты, 44 тонны ртутных шламов, 62 тонны соляной кислоты и еще несколько тысяч тонн других отходов, причем часть ртути была просто разлита по цехам. В двухтысячные годы завод начали постепенно очищать от химикатов (вывозя их для утилизации) но сами цеха отчистить не удалсь — ртуть депонировалась в строительные конструкции, и находиться внутри зданий было просто опасно.
Весной 2015 года я написал открытое обращение к мэру Киева Виталию Кличко с просьбой что-то сделать с "Радикалом" (такое название завод получил в девяностые годы). Думаю, моё обращение не было единственным, и киевские власти наконец-то занялись страшным заводом.
Итак, в этом посте мы пройдём на территорию сверх-опасного завода "Радикал" и посмотрим, что же произошло с "Ртутным Чернобылем".
02. Подходим к територии завода. Когда-то "Радикал" находился в лесу за городом, но уже к 1970-м годам вошел в городскую черту Киева. Возле завда (буквально в двух-трех сотнях метров от цехов ртутного электролиза) можно увидеть жилые "сталинки" начала 1950-х годов, в которых долгие годы жили люди.
03. Справа находятся реконструированные цеха — некоторые заводские корпуса и сейчас используются для производства, но разумеется ртути там нет — "ртутные" цеха находились несколько дальше и левее, в более старой части предприятия.
04. Подходим к "той самой" части завода — её можно легко узнать по старой кирпичной трубе, построенной в первые годы существования завода — труба использовалась либо в котельной для отвода дыма, либо в системе принудительной вытяжной вентиляции для отвода горячих испарений и дымов.
05. На стенах относительно безопасных старых корпусов завода сейчас нарисованы вот такие граффити, смотрится кстати очень неплохо. Давайте подойдём поближе.
06. Вот это — что-то вроде старого административного корпуса. В сороковые-пятидесятые годы завод был сверхсекретным, и что конкретно находилось в те годы данном помещении — думаю не скажет уже никто. Можно предположить, что это административный либо складской корпус, примыкающий к цехам с ртутью.
07. Внутри сейчас вот так — никто не хочет брать в аренду данное здание из-за его фактического нахождения в непосредственной близости к загрязненной ртутью территории, и заводской корпус пришел в упадок.
08. А теперь давайте зайдём на территорию наиболее опасных цехов предприятия. Перелезаем через ограждение, за которым нас встречает только груда битого кирпича и бетона.
09. Ещё несколько лет назад здесь стояли "те самые" ртутные цеха с проломленными крышами, на полу которых валялись дохлые крысы. Сейчас от старых корпусов "Радикала" осталась тольк административная часть, здание с трубой и несколько производственных корпусов в дальнем углу "старой" части завода.
10. Давайте посмотрим на завод сверху — выбираем более-менее ровную площадку и взлетаем на квадрокоптере:
11. Здание с высокой трубой. Скорее всего, это именно вентиляционная труба, так как для котельной у примыкающего к трубе здания слишком маленькие окна — обычно их делали больше, что бы в случае подрыва котлов вылетали стёкла, а не рушились стены.
12. Старые корпуса за трубой. Думаю, их также ожидает снос в самое ближайшее время.
13. Полностью снесенный цех в центральной части площадки. Вероятно, именно здесь и располагались наиболее опасные химические производства.
14. Соседняя производственная постройка, ожидающая сноса. Чуть дальше можно увидеть брошенные гаражи для заводской техники.
15. В общем и целом — киевские власти приняли единственно верное решение — не заниматься точечной очисткой зданий и почвы (которая потребовала бы колоссальных расходов сил, средств и здоровья рабочих), а полностью уничтожить старые заводские корпуса, которые представляли опасность.
16. Страшного "Ртутного Чернобыля" в городе больше нет.
17. И может быть, в мой следующий приезд в Киев на месте разрушенных корпусов будет зеленая лужайка, какой-нибудь склад или даже арт-кластер, вроде существующего неподалеку пространства "Платформа".
18. Но это уже совсем другая история)
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)
я в фейсбуке
я вконтакте
я в твиттере
_____________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: