Денег нет, но Крым держится
Медиафорум «Открытый Крым: своими глазами», который состоялся в Алуште 11−12 июня, помимо интересных дискуссий об экономике и будущем полуострова дал журналистам возможность, собственно, посмотреть на Крым своими глазами и увидеть, чем живет республика сегодня, через три года после воссоединения с Россией. А тем, кто был в Алуште несколько лет назад, как журналист «Свободной прессы», сравнить, что изменилось за прошедшие годы.
Первые числа июня даже на южном берегу Крыма — это самое начало туристического сезона, когда море еще не успело как следует прогреться и купаются только любители прохладной воды. Хотя для кого-то и 20 градусов — вполне приятная температура. Поэтому неудивительно, что центральная набережная Алушты была полупустой даже в выходной день, во время празднования Дня России 12 июня, а во всех кафе в пиковое время без труда можно было найти места.
Тем не менее, крымское солнце и природа уже радуют, а если отель с бассейном, то ничто не мешает наслаждаться отдыхом. Самих отдыхающих в Алуште можно условно разделить на два вида — очень бедные и очень богатые. Конечно, промежуточные варианты тоже есть. Но, как правило, в дорогие отели с собственным выходом к морю, системой «все включено» и развитой инфраструктурой приезжают жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также еще нескольких крупных городов России. В санатории же, как нам рассказали местные, пока заселяют на лечение детей-инвалидов, многодетные или малообеспеченные семьи. Понятно, что это не самая платежеспособная категория туристов.
«Людей очень мало, все приезжают очень бедные, торговли нет. Три года назад контингент был совсем другой», — жалуется Елена, владелица магазина купальников на центральной набережной. Впрочем, с этим мнением согласны не все. Например, продавец в магазинчике разливных вин, которые продаются по 300−450 рублей за литр, то есть весьма недешево за «удовольствие» в пластиковых бутылках, утверждает, что у него товар покупают и платежеспособные клиенты находятся.
Вообще цены в Алуште, что в кафе, что в обычных магазинах вполне московские, о чем сами крымчане не устают напоминать. Ведь зарплаты у них до столичных совсем не дотягивают. Обусловлено это затрудненной логистикой — с территории Украины товары практически не поставляют, приходится возить по морю или через переправу. А импорт, который можно было бы завозить напрямую, приходится сначала доставлять в Новороссийск, а оттуда уже в Крым — иностранные суда редко заходят на полуостров, опасаясь санкций.
Получается замкнутый круг — с одной стороны, отдыхающие жалуются на «жадных» местных, которые стремятся ободрать их, как липку. А с другой — и местным нужно как-то заработать за два с половиной, в лучшем случае три месяца курортного сезона, чтобы прожить оставшуюся часть года с московскими ценами и немосковскими зарплатами, которые, как и в остальной России еще и имеют тенденцию к уменьшению.
Ведь экономическую статистику никто не отменял — по данным Госстата, реально располагаемые доходы населения Российской Федерации падают уже три года подряд. И единственный скачок вверх произошел лишь после выплаты единоразовой прибавки к пенсии в размере пяти тысяч рублей. Так что крымчане с их сокращающимися доходами в этом плане — не исключение. Правда, воспринимают они это по-разному — у кого-то дела идут неплохо, кто-то согласен потерпеть вместе с остальной страной, а кто-то жалуется, что раньше жилось лучше (а кому не жилось?)
Например, муж хозяйки магазина на набережной, который работает тренером в ДЮСШ, три года назад получал зарплату в 19 тысяч в месяц. Но все эти годы она постепенно снижалась и теперь, по словам Елены, упала до 11300. Причем если раньше «зимняя» зарплата мужа была для семьи несущественной частью доходов, то теперь они во многом зависят от этих денег. «Мы раньше даже не смотрели, что там на эту карточку падает, ну начисляют что-то, и хорошо, а теперь следим за этими вещами, и снижение зарплаты чувствуется», — говорит женщина.
В то же время, сама работа стала трудней. Крымчанам, которые привыкли к достаточно вольным порядкам на Украине и к тому, что на многое там смотрели сквозь пальцы, с трудом удается привыкнуть к российской бюрократической машине. Прямо скажем, не самой удобной и комфортной в мире. «Мы документы на этот магазин переоформляли несколько месяцев, столько пришлось очередей отстоять, — сетует Елена. — А сколько бумажек приходится теперь заполнять моему мужу, вы бы знали. Как-то принес домой очередную кипу, оказывается он, тренер, теперь должен нести ответственность за своих учеников в период зимних каникул. То есть не родители, а он, хотя у них даже занятий во время каникул нет». Зато пенсии, как признают все, все же стали выше по сравнению с украинским периодом.
Флагов России и патриотичных футболок с изображением Владимира Путина или «вежливых людей» стало поменьше, чем два года назад. С другой стороны, где-нибудь в Воронеже или Перми тоже ведь не висят государственные флаги на каждом шагу. Зато появились футболки и сувенирная продукция с актуальным для крымчан мемом — изображением Дмитрия Медведева с его фразой «Денег нет, но вы держитесь». Ее, кстати, частенько упоминали собеседники.
Администратор в отеле «Море» Лариса настроена более оптимистично, хотя и она подтвердил, что поток туристов упал. Сейчас загруженность гостиницы на ближайший период составляет 60%. Во времена Украины показатель к этому времени, бывало, составлял все 100%. «Но что вы хотите, поезда не ездят, машины через Украину тоже, а летать самолетами не все любят, как и стоять на переправе. Мы все ждем, когда построят Керченский мост, тогда даже не знаем, как будем справляться с турпотоком», — серьезно говорит девушка.
Хотя и признает, что сервис и дороги пока не дотягивают до Турции или Хорватии. Эту же мысль часто повторяют туристы.
«Я вам не открою Америку здесь, на алуштинской набережной, если скажу, что сервис в Крыму не самый замечательный, — говорит гость из Санкт-Петербурга, — но мы ведь любим Крым не за это. Признаться, и в довольно дорогих отелях, где останавливаемся мы с женой, есть к чему придраться. Но это если такое желание возникнет. А у нас, когда мы вдыхаем эти ароматы и видим это лазурное море, желание придираться пропадает. Да и прогресс, на самом деле, есть».
Но если над сервисом понемногу работают, то дороги по-прежнему оставляют желать лучшего. «Пока все силы бросили на мост», — объясняет Лариса. На Керченский мост практически все крымчане, с которыми довелось общаться, действительно возлагают большие надежды. «Стройка века», как справедливо называют его те, кому довелось побывать на площадке и увидеть огромные конструкции, должна помочь не только увеличить турпоток, но и привести к снижению цен, которые, как уже было сказано, не радуют. На базарчиках на набережной местную бахчисарайскую черешню можно купить за 250−350 рублей, в зависимости от качества продукта. В той же Москве вполне реально найти не менее хорошие ягоды, только из Узбекистана, за 150−200 рублей. Корзиночка клубники стоит 200 рублей. Стаканчик апельсинового или грейпфрутового фрэша — 150−200 рублей за 0,3 литра.
В кафе цены, конечно, не дотягивают до уровня пафосных московских заведений, но от ресторанчиков средней руки отстают ненамного. Кофе можно выпить за 100−200 рублей, бокал местного пива — 100−150 рублей. Вот, например, позиции из меню приличного ресторана «Старый город» на набережной: 270 рублей за сто грамм шашлыка из мидий или рапанов, 390 рублей за сто грамм бараньего шашлыка, 330 рублей — за сто грамм черноморской камбалы. Причем привозная семга обойдется дороже местной камбалы — 390 рублей за сто грамм.
Есть и более демократичные места, например, кафе «Веранда», напоминающее сеть «Му-Му» своим оформлением. Цены на входе поначалу радуют — 75 рублей за порцию оливье, 170 — за плов с телятиной. А вот стоимость основных блюд оказывается не такой уж маленькой, ибо тоже указана за сто грамм — 110 рублей за жареную курицу, 165 — за сто грамм свиной отбивной. Зато знаменитые крымские «чебуречки прямо с печки» можно съесть везде всего за 50 рублей, а за сотню — выпить на местном рынке отличный кофе, сваренный на песке.
Кстати, гастрономический хит этого сезона — крымские устрицы, которые можно отведать по цене от 270 до 330 рублей за штуку. Официантка в одном кафе рассказала, что раньше в Черном море было множество устриц, но потом они почти исчезли из-за расплодившихся в невероятных количествах рапанов (кстати, тоже довольно вкусных). Хотя любители называют крымским устриц одними из самых вкусных в мире — Черное море менее соленое, чем Средиземное, и поэтому они получаются очень нежными.
Только теперь популяция этих моллюсков начала восстанавливаться — мелких устриц завозят с Дальнего Востока, и они отлично себя чувствуют в Черном море. Начали появляться и устричные хозяйства — настоящие фермы по разведению устриц. Одной из них, как поведала девушка, владеют бизнесмены из Москвы. Если честно, автор «СП» крымские устрицы не пробовала, но любители говорят, что они действительно очень хороши, если, конечно, свежие.
Цены на экскурсии стартуют от тысячи рублей на человека, а дальше все зависит от маршрута. Например, в Ливадию и Массандру можно съездить как раз за тысячу, а вот посещение крымских святынь (Ялта, Форос, Севастополь) обойдется в 1600. Часто стоимость указана без учета входных билетов, которые обойдутся еще в несколько сотен. На теплоходе до Гурзуфа и обратно можно сплавать за 800 рублей.
«Дороговато, конечно, — признается челябинец лет сорока. — В Турции было бы дешевле, но мне туда не хочется. Я лучше в Крым принципиально приеду. Но это я такой, а мои знакомые ездили в прошлом году и сказали, что больше не хотят».
«Все зависит от конкретного отеля, кафе, магазина, все относительно, — отмечает его спутница, — к примеру, в Черногории тоже можно находить недостатки, и я не сказала бы, что отдых там выйдет дешевле. А природа, на мой взгляд, в Крыму даже лучше, такой нигде вообще нет».
Людей у прилавков с сувенирами совсем немного, отмечаю в разговоре с Екатериной, продавщицей деревянных дощечек, шкатулок и прочих безделушек. «А разве вам от этого плохо, — парирует она. — Нигде нет очередей, толпы, можно свободно гулять». Действительно, для человека, который хочет спокойно отдохнуть, насладиться морем и солнцем в спокойной обстановке, такой июньский Крым, где не надо расталкивать прохожих на набережной локтями или тесниться впятером на квадратном метре пляжа — это находка. «Мне-то хорошо, а вам?» — спрашиваю я. «Ничего, в июле и августе людей будет намного, намного больше. Мы еще и весь сентябрь поработаем», — убеждена Екатерина.
Статистика подтверждает слова Екатерины — в прошлом году, по официальным данным, на полуострове отдохнули 5,5 миллионов человек. В 2013 этот показатель составлял почти 6 миллионов, но и тогда он был едва ли не рекордным. По статистике компании Biletix, уже на выходные 12 июня Симферополь был одним из трех самых популярных направлений наряду с Сочи и Санкт-Петербургом. А на предстоящие летние месяцы полуостров также остается одним из лидеров по числу бронирований авиабилетов. Хотя купить бюджетные билеты удается далеко не всем, так как число их ограничено. Большинству приходится выкладывать по 17−20 тысяч за полет туда и обратно (рейс Москва-Симферополь на июль и август).
Как справедливо указывали спикеры на медиафоруме, в туристической отрасли Крыма остается немало проблем — запущенность инфраструктуры, бюрократизация, которая не дает быстро реализовывать полезные инициативы и так далее. Но даже невооруженным глазом видно, что полуостров развивается. По знаменитой Алуштинской трассе начали курсировать не старые, еще советские троллейбусы, а новые, белые и блестящие, как будто из научно-фантастического фильма, а на самом деле — сделанные в Саратовской области. Открываются новые заведения, набережная выглядит чище, дороги медленно, но становятся лучше. Ну а крымская природа, море и солнце остаются такими же прекрасными, как всегда. И ради этого можно закрыть глаза на мелкие неудобства и потерпеть перелет в забитом самолете.
Подпишитесь на нас